Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Поездки в Псков. Февраль 2008 и 2010 года.

Вводная. Как добраться из Москвы в Псков и чем там заняться.

В Псков нам удалось съездить два раза - в феврале 2008 и 2010 года. В первый раз особой причины для поездки не было - решили "почему бы не Псков" и поехали. Во второй раз ехали на Всероссийскую Масленицу, проходившую в Пскове в феврале 2010 года. Название, конечно, громче происходившего, но было достаточно интересно.

Псков, сам по себе интересен максимально плотно расположенными в центре города церковными зданиями. На очень небольшой территории в центре города их около трех десятков. Еще десяток-полтора церквей расположены чуть дальше от центра города. Кроме того, в городе есть и Кремль. Считается, что Кремлей в России 12 штук: в Астрахани, Зарайске, Казани, Коломне, Ростове Ярославском, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Пскове, Москве, Рязани, Тобольске и Туле.

Посещать Псков, на мой взгляд, все-таки лучшее в теплое время года. При минусовой температуре изучать достопримечательности довольно тяжело - все время будешь стремиться зайти в магазин/кафе погреться. Однако, зимой псковские белокаменные церкви очень здорово смотрятся на фоне снега.

Помимо самого Пскова, стоит обратить внимание еще на два города, расположенных к западу от Пскова - Изборск и Печеры. В Изборске расположены развалины старой крепости. Кроме того, судя по увиденным мною фотографиям, там очень красивые летние виды. В Печерах же находится Псково-Печерский монастырь (не стоит забывать, что Печеры находятся в погранзоне - не стоит дразнить там людей в форме). До Печер из Пскова можно добраться как местным дизельным поездом (ходят достаточно редко), так и автобусом. В любом случае, жд и автовокзалы расположены рядом - можно выбрать более удобный вариант. В Изборск можно добраться только автобусом.

Как добраться до Пскова. Для Санкт-Петербурга город находится в самой неприятной зоне (в случае, если у вас нет машины): автобусы идут около 4 часов, на жд, если честно, рассчитывать можно только в будни. Пять дней в неделю (кроме вторника и четверга) с Балтийского вокзала в Псков идет дизельный поезд под названием "Плесков" (расписание: 6-55 - 10-50 в Псков, 17-00 - 21-13 из Пскова). Проблема в том, что билеты в этот поезд продаются без мест, а в выходые он пользуется большим спросом. В итоге были случаи, когда пассажиры с билетами не могли попасть даже в тамбур. Железнодорожники же добавлять вагонов в этот поезд не хотят... Фотография этого поезда будет чуть позже в данном рассказе.

Из Москвы в Псков проще всего добраться поездом. Фирменный поезд "Псков" отправляется с Ленинградского вокзала в 18-35 и прибывает в Псков в 7-30 (до введения Сапсанов, кстати, этот поезд отправлялся в 19-30 и прибывал в те же самые 7-30). Обратно этот поезд отправляется в 18-00 и прибывает в Москву в 6-25. В поезде есть плацкартые, купейные вагоны и вагон СВ. Однако, стоит заметить, что это фирменный поезд, что делает его билеты в 1.5 раза дороже. Проблема в том, что у него практически нет альтернативы. В пиковые даты назначается нефирменный поезд 298 (17-25 - 06-30 в Псков, 22-35 - 11-34 в Москву), но его достаточно быстро раскупают.
Кроме того, уже не первый год тянется эпопея с самолетами Москва-Псков. Какая авиакомпания туда уже только не летала, но никто не продержался и полугода. На данный момент (начало 2011) на этом направлении летает "Псковавиа". Рейсы выполняются по будням, но полезны они, скорее всего только жителям Пскова: 21-20 - 23-20 в Псков, 06-10 - 08-10 в Москву. Тут стоит учитывать, что аэропорт Пскова находится на окраине города, и во время выполнения рейсов там, скорее всего, общественного транспорта еще нет.

Часть 1. Дорога в Псков.

В 2008 году в Псков мы добирались в купейном вагоне "Пскова" (купе с услугами). Фотографировать в феврале после семи вечера особо смысла нет, посему приведу лишь фотографии купе в то время.
Купе с услугами Кормежка в купе с услугами На платформе Пскова
Поездка 2010 года была гораздо интереснее. В то время в Псков летала "Регион-авиа" с вылетом из Москвы в 14-00 (и обратным рейсом из Пскова около 17-00). Цена на билет, взятый за неделю до вылета была негуманной - чуть меньше 4000 рублей с человека, но зато мы побывали в аэропорте Пскова, пролетели на Як-40 и смогли хорошо изучить Москву с достаточно небольшой высоты.

Изначально планировалось, что мы полетим на Embraer-120 Регион-Авиа (даже на регистрации места выдавались по его схеме). Однако на посадку нас привезли к Як-40 "Вологодских авиалиний", которые стригли дотации различных губернаторов в то время вместе с "Регион-авиа", подменяя ее самолеты по мере необходимости. Самолет выглядел достаточно забавно. На хвосте его был нарисован Дед Мороз, а вокруг было написано "Дед Мороз Великий Устюг":

Як-40
Возможно, что именно этот самолет подтолкнул нас к мысли о поездках в Вологду и Великий Устюг, совершенных в мае и июне 2010 года.

Взлетев из аэропорта Домодедово в северном направлении, мы пролетели мимо города Домодедово, посмотрев сверху на дом, где мы жили:
Дом
Пошли чуть восточнее Каширского шоссе (на фото мост через Пахру):
Пахра
И подлетев ко МКАДу, повернули направо - Москву нам пришлось облетать по длинному пути (в Псков короче было повернуть на запад, но тут бы мы попали в зону подлета Внуково).
ТЭЦ в западном Бирюлево
На фоне города сильно выделялись высотки Москва-Сити и Останкинская башня. Вполне различим был и центр города (внимание - фотография будет размеров больше обычного).
Москва-Сити Останкино Центр Москвы
Весь наш дальнейший полет проходил над лесами и озерами северо-запада на высоте около 5 км. Сервис во время полета состоял из стакана газировки и леденцов, что, наверное, было неплохо для данного маршрута (давно замеченное - сервис бывает только на тех маршутах, где есть конкуренция). Во время полета штурман выходил в туалет, так что обстановка в самолете была домашняя :) Компановка салона была 8 рядов 2+2, на выходе удалось сделать снимок:
Салон Як-40

Аэропорт Пскова - совместный военно-гражданский. В тот момент, когда мы туда прилетели, оттуда массово вылетали грузовики Ил-76.
Ил-76 в очереди на взлет
Кроме того, здесь базируется авиакомпания "Псковавиа", чей Ан-26 мы и увидели (кстати, скорее всего именно этот борт сейчас и летает в Москву):
Ан-26 Псковавиа
Из самолета нас вывели на заледеневшее летное поле и повели к воротам в заборе рядом со зданием аэропорта, через которые мы и вышли в город (такой же подход мы встретили в Южно-Сахалинске, но там до ворот везут на автобусе, а выдача багажа происходит в отдельном здании). Преимущества рейса без сдачи багажа, так сказать. В здание аэропорта войти с улицы можно, но никакого прока прибывшему это не принесет - там есть только кассы и вход для вылетающих (а сейчас он и вовсе будет закрыт с учетом прилета в 23-20). Вот так выглядит здание вокзала снаружи:
Аэропорт Пскова
Аэропорт находится недалеко от Крестовского шоссе, по которому днем ходит общественный транспорт. Однако для текущего расписания альтернативы такси не видно. Вот такая улочка соединяет площадь аэропорта с Крестовским шоссе:
Путь от аэропорта

От аэропорта мы решили пойти пешком в сторону жд вокзала, т.к. ранее мы еще не были в этой части города и хотелось ее рассмотреть получше. Результат - сплошные частные дома, ничего интересного. Но получился неплохой коллаж на тему "блеск и разруха Пскова":
Дом в снегу Дом с дровами Кусочек Германии Касса

Наконец, мы вышли к мосту через железную дорогу, откуда мы увидели тот самый супер-пупер поезд "Плесков", способный ехать и как электричка, и как дизель. Конструкторы его, правда, не учли, что в России случаются зимы, ну да это обычная ошибка... В итоге эту супер-пупер электричку тащил дизельный локомотив (советские конструкторы про зимы все-таки что-то слышали):
Плесков
Сделав фотку путей вокзала (справа тупики, откуда иногда отправляется пригород), мы решили зайти в сам вокзал. У вокзала, на первом пути, увидели идущий вслед за "Плесковым" пригородный Псков-Луга. Под ровно таким же дизелем, но с нормальными вагонами, которых можно нацеплять столько, сколько нужно.
Пути вокзала Дизель на Лугу

Псков

Итак, в Псков можно приехать либо на один день (для чего удобно использовать "Плескова" из Питера и "Псков" из Москвы), либо на несколько дней. В этом случае вам понадобится гостиница.

Гостиницы Пскова. Из бюджетных гостиниц в Пскове обычно рекомендуют Кром. Находится он достаточно недалеко от центра, про удобства внутри гостиницы судить не берусь. Альтернативой ему может быть Октябрьская, опять же про качество ничего сказать не могу. Гораздо лучше местоположение у Ольгинской - на противоположенном от Кремля берегу реки Великой. Еще в прошлом году у них не было сайта, но теперь появился достаточно неплохой.

Самая дорогая гостиница Пскова - это, безусловно, находящаяся на берегу реки Псковы Heliopark Old Estate. Мне сложно комментировать ценовую политику, но, по-моему, цены на номера ОТ 4150 рублей за сутки - для Пскова это перебор.
Средний сегмент. Более бюджетно и гораздо логичнее смотрятся несколько мини-гостиниц. В них номера стоит бронировать заранее - хотя бы за неделю (в отличии от большинства остальных крупных гостиниц Пскова, в которых свободные номера есть практически всегда). Я бы порекомендовал три из них:

Из того, что бы я не рекомендовал, так это Рижская. Эти товарищи все еще живут в СССР. 25% суточной стоимости номера за бронь, номера лишь слегка отремонтированы с тех пор (при цене в 2400 рублей за двхместный стандарт без завтрака), кровати, скрипящие как не знаю что, когда ты просто поворачиваешься с бока на бок. Пусть они там дальше и живут, вообщем.

Достопримечательности Пскова. В Пскове на отсносительно небольшой площади старого города находится огромное количество различных церковных зданий и палат. Хотя нужно понимать, что во время ВОВ город был сильно разрушен - так что большая часть этих зданий в реальности была восстановлена после войны. Выглядят они, однако, как стоящие тут не одну сотню лет. Старый город - это треугольник, огранченный с двух сторон реками Великой и Псковой, а с третьей стороны - остатками стены, тянущейся через парковый пояс в центре города - между улицами Свердлова и Кузнечной. Кроме того, несколько церквей есть в Запсковье - от Кремля нужно перейти по мосту Пскову и пойти дальше по улице Леона Поземского. В этот район стоит зайти хотя бы из-за того, что оттуда открываются хорошие виды на Кремль и стрелку рек Великой и Псковы. Кроме того, на противоположенном берегу реки Великой находится Мирожский монастырь. В соборе Спаса Преображения на территории монастыря сохранились уникальные фрески 13 века.

В первый наш приезд в Псков мы весь день прогуляли по городу и вечером уехали оттуда. Во второй приезд (на Всероссийскую Масленицу-2010) мы вечером первого дня заглянули на Масленицу, а второй день разделили между городом и Масленицей. Поэтому описание поездки будет начато с 2010 года и Масленицы, а потом уже перейдем к достопримечательностям, снятым за оба посещения города.

День один

Заселившись в гостиницу, мы пошли в сторону Мирожского монастыря, где, как мы знали, была основная площадка празднования Масленицы.
По пути на Масленицу
На фотографии слева - река Великая, а вдали Мирожский монастырь. В 2010 году достаточно долго держались морозы, поэтому Великая полностью покрылась льдом и народ протоптал через нее тропинки на противоположенный берег. Часть праздничной программы, как оказалось, проходила прямо на льду реки - например, катание детей на собачьих упряжках (фото сделано на следующий день):
Собачьи упряжки
Народа на праздновании было много. Мы шли туда около 6 вечера (пятницы) и с нами шел народ в ту же сторону (хотя программа в тот день была с 12 дня)
На празднике
Массовики-затейники на сценах все еще развлекали народ. Вдали красиво виднелся Кремль:
На празднике
Подкрепившись горячей медовухой (на улице было -10 градусов) и блинами (в ассортименте), мы по мостику через речку Мирожку пошли посмотреть поближе на Мирожский монастырь.
Мост через Мирожку Здание монастыря
Рядом стояла экспозиция домашней утвари от местных ледорезов:
Ледяная утварь Ледяная утварь Ледяная утварь
Чем-то развлекался и народ, гулявший прямо по льду Великой:
На празднике

Мы же, перейдя по одной из троп реку, пошли по набережной в сторону Кремля (нормальная набережная есть только на восточном берегу Великой - от моста через реку рядом с Мирожским монастырем до Кремля). Сделав несколько кадров со стороны "Золотой набережной" (квартала на противоположенном от Кремля берегу Псковы), мы пошли в Кремль (он открыт допоздна, мы там были около 21).
Ночной Кремль Ночной Кремль
А вот так этот же ракурс выглядит днем:
Дневной Кремль Дневной Кремль

Вход внутрь Кремля - это поворачивающая, поднимающаяся вверх дорога, с двух сторон зажатая стенами. Штурмовать такую было бы действительно неприятно:
Вход в Кремль Вход в Кремль
Посреди Кремля стоит Троицкий собор:
Троицкий собор Троицкий собор
Рядом с ним стоит колокольня:
Колокольня Кремля Колокольня Кремля
Перед входом в Кремль находится Довмонтов город. Сейчас он представляет собой огороженную кремлевской стеной территорию, ворота с одной стороны которой ведут в Кремль, а с другой - в город. Посреди всей этой площади расположены раскопки фундаментов старинных зданий, стоявших в этом месте. На стене висит огромный щит с мечом.
Ворота в Кремль Щит и меч Довмонтов город Раскопки
В конце прогулки в первый день мы сняли Кремль с моста через реку Великую:
Кремль с моста

День два

Наш следующий день также начался от Кремля, но, так как мне нужно рассказать о двух поездках, то начнем наш путь от железнодорожного вокзала, как будто мы только приехали в город. От вокзала можно идти двумя путями - по улице Яна Фабрициуса, начинающейся прямо от центра вокзала или по Октябрьскому проспекту, к которому нужно пройти немного направо (если встать спиной к вокзалу). Первая быстрее выведет вас к достропримечательностям, на втором же гораздо больше магазинов. Итак, от вокзала
Жд вокзал
мы пойдем прямо по улице Фабрициуса. Где-то через километр, пройдя мимо стадиона, мы выйдем на площадь Ленина. Если здесь повернуть налево и пойти вдоль широкой улицы-площади, то скоро можно будет выйти к мосту через реку Великую, который ведет к Мирожскому монастырю (будем считать это ответвлением от основного маршрута).
Мост
С противоположенной от монастыря стороны моста важно не пропустить кусок крепостной стены с огромной башней, а также (что более важно) - одну из очень редких двойных церквей - две маленькие церкви здесь стоят стена к стене:
Двойная церковь Башня Крепостная стена
Продолжим лирическое отступление. Вот такой вид на Мирожский монастырь открывался нам с противоположенного берега реки:
Через реку
А вот вид на народную тропу (которая не зарастет) через реку:
Тропа
На другом берегу реки шел очередной день празднования Масленицы:
Масленица Масленица Масленица

Вернемся на площадь Победы, откуда мы сначала повернули в сторону Мирожского монастыря. Перейдем через площадь и пойдем по продолжению улицы Фабрициуса. Только после площади эта улица уже называется Советская. Если повернуть на первом после площади перекрестке направо (улица Некрасова), то буквально через 100 метров по правой стороне улицы будет стоять Псковский историко-художественный и архитектурный музей. Точнее, одно из его зданий, гораздо более известное как Поганкины палаты. Помимо очень неплохой краеведческой части, в музее есть замечательная часть с различным антиквариатом и результатами раскопок.
Музей Музей Музей Музей
Музей Музей Музей

Церкви начнутся прямо со следующего треугольного квартала, образованного улицами Советской, Некрасова и Октябрьским проспектом.
Церкви Церкви
В парке на северной оконечности этого квартала находится памятник княгине Ольге:
Памятник Ольге Памятник Ольге

Если от памятника повернуть в сторону реки, то в парке через дорогу будут стоять еще пара церквей.
Церкви Церкви Церкви Церкви Церкви

Пройдя еще немного на север либо по Советской улице, либо по набережной реки Великой, мы выйдем к мосту через реку Великую, находящемуся рядом с Кремлем. Тут мы уже проходили вчера :) Перейдем по мосту на противоположенную сторону реки - к гостинице "Ольгинская", находящейся напротив Кремля - на другом берегу реки Великая. У реки здесь находится Ольгинская часовня, названная так в честь княгини Ольги, которую считают основательницей города. Сама часовня - это новодел, но вот вид от нее на Кремль стоит того:
Ольгинская часовня Вид на Кремль
От часовни идем на мост через реку. В западной части города - Завеличье - делать туристу особо нечего. У моста стоит типичная для псковской архитектуры приземистая церковь с колокольней (такие прямоугольные колокольни часто встречаются в этих краях):
Церковь
С моста видна вся западная стена Кремля, Троицкий собор и колокольня, стрелка Псковы и Великой и продолжение стены в Завеличье:
Вид с моста
Перейдя мост, мы попадаем на центральную площадь города, где, согласно всем приметам, Ильич стоит спиной к местной администрации.
Ильич
Здесь мы повернем налево, пройдем мимо кинотеатра (2 зала) с "Баскин Роббинсом" внутри (внутри здания есть платный туалет), мимо башни Кремля с неплохим сувенирным магазином, и перейдем по мосту в район Запсковье. С моста виден самый дорогой квартал Пскова - "Золотая набережная" (тут, кстати, находится одна из упомянутых мною гостиниц):
Золотая набережная
Здесь есть две дороги - отсюда можно пойти по набережной Псковы до стрелки рек, а можно пойти по улице Леона Поземского (продолжение дороги, идущей через мост), и сначала посмотреть на церкви Запсковья. Выберем первую из них. Стрелка - это один из известных Псковских видов:
Стрелка Стрелка
Монументально выглядит крепостная башня, стоящая на самой стрелке со стороны Кремля:
Башня
На нашем берегу стена также начинается с башни:
Башня
Теперь пойдем от берега в сторону улицы Поземского. От нее особенно отдаляться смысла нет. Тут можно увидеть как много церквей, так и, скажем, несколько потрепанных жизнью гражданских зданий.
Церкви Запсковья Церкви Запсковья Церкви Запсковья
Дома Запсковья Дома Запсковья Дома Запсковья
А вот это меня шокировало больше всего. Жилые палаты кто его знает какого века. Нужно идти по правой стороне улицы (в сторону Кремля), чтобы не пропустить это чудо.
Палаты Палаты
Рядом с палатами растут суровые псковские зимние грибы.
Грибы

Перейдя через мост обратно на сторону Кремля, повернем налево на первой же улице, идущей вдоль Псковы. Дорога будет идти мимо местного рынка. По пути встретится очередная церквушка:
Очередная церковь
Чуть дальше нее будет лестница - спуск к мосту, идущему рядом с плотиной на Пскове. На противоположенной стороне моста есть еще одна церковь, отель "Heliopark Old Estate" и продуктовый магазин (это кому что больше нужно).
У Гелиопарка Гелиопарк Плотина
А вот так выглядит все это сразу (слева вдалеке виден Кремль)
Все сразу
Вернемся на наш берег. Пройдя еще чуть дальше по парку, тянущемуся вдоль реки, на другом берегу мы увидим Гремячую башню и стоящую рядом с ней еще одну церквушку:
Гремячая башня Гремячая башня Гремячая башня

Вернемся обратно к мосту через Пскову и поднимемся здесь на горку на нашей стороне реки. Здесь вглубь города уходит улица Красных Партизан.
Дом
Выйдя на улицу Карла Маркса, мы попадем в старые кварталы города.
Дом Дом Дом Тоже в Пскове

На этом наши похождения по городу закончились. Во время обоих поездок нам приходилось искать способы как провести некоторое время в тепле (зима на дворе). Если у вас осталось какое-то время летом, то эта информация также будет актуальна.
Где провести время.

Сувениры. Два лучших, на мой взгляд, сувенирных магазина в городе находятся рядом. Первый - в палатах справа от входа в Кремль (сразу за входом). Второй - в башне Кремля, находящейся между входом в Кремль и мостом через Пскову. Не уверен, что этот магазин сейчас работает, т.к. вроде эта башня была повреждена в пожаре мая 2010 года. Ничего особенно специфического из сувениров в Пскове не делают, но в первом из магазинов была очень неплохая резьба по дереву.

Обратно в Москву оба раза мы возвращались на поезде "Псков" (отправляется из Пскова в 6 вечера, как я уже написал). В первую поездку мы ехали в купе с услугами, во вторую - в СВ с услугами.
СВ СВ СВ
Вагона СВ без услуг в тот момент в поезде не было, так что получилась принудительная переплата. Октябрьская дорога едой никогда не радовала, фигню принесли и в этот раз:
Еда в СВ Еда в СВ Еда в СВ Еда в СВ
Народа в этом безальтернативном поезде всегда хватает, но если дата не совсем пиковая, и есть возможность потратить лишние деньги, то я бы посоветовал брать два нижних места в купе с услугами (причем где-нибудь между 5 и 8 купе - места 21 - 32). Там наименьшая вероятность ехать с попутчиками на верхней полке.

26. 01. 2011 г.

Hosted by uCoz