Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в путешествия по России и Украине | Нормальный шрифт | Увеличенный шрифт |
На 9 апреля у нас было запланировано посещение соседнего города Мукачево ( википедия ). Ехать же во Львов (следующий пункт нашего путешествия) нам предстояло из Ужгорода ( википедия ), в час ночи (уже 10 апреля), в купейнике поезда 15/16 Москва-Ужгород. Альтернативой ему был идущий на два часа раньше (и в дополнение где-то на час быстрее) 601/602 Солотвино-Львов, но главное, что играло против него - было непонятно, когда нас смогут заселить в забронированную во Львове гостиницу, и поэтому я выбрал более поздний приезд во Львов.
Утром мы неспешно выписались из гостиницы (спешить в этот день нам было некуда) и двинулсь
в сторону жд вокзала, чтобы оставить вещи в его камере хранения.
В том месте, где мы вышли на проспект Свободы - одну из главных улиц города, стоял красивый храм
( Православный собор святых Кирилла и Мефодия ),
внешним видом напомнивший о Храме Христа Спасителя в Москве. В отличии от Мукачевской улицы,
по которой мы шли от вокзала в первый день, или от центра города, проспект Свободы застроен
многоэтажками советского периода. Но, благо, т.к. это - проспект, то он получился широким, что дало
возможность посадить на нем много деревьев. В итоге получилось довольно красиво.
Ужгородский вокзал был недавно реконструирован. В итоге здание вокзала выглядит несколько избыточным
для местного движения. Насколько я понимаю, к реконструкции вокзала имел отношение бывший министр
транспорта Украины Георгий Кирпа. В центральном зале вокзала стоит его бюст в окружении "зеленого уголка",
рядом находится стенд с информацией о нем.
Оставив вещи в камере хранения, расположенной в подвальной части вокзала, мы пошли в сторону автовокзала
(в обратную сторону по проспекту Свободы метров 200-300). Как правило, билеты на междугородние автобусы
на Украине продаются только в кассах автовокзалов. Все бы хорошо, но такие билеты включают в свою
стоимость сбор автостанции (до 2 гривен). Часть местного населения, дабы избежать этого "побора", садится
в автобусы за территорией автовокзала (например, на ближайшей автобусной остановке). Водителей этот
расклад вполне устраивает. Особенно важно это для людей, едущих в ближайшие пригороды - сбор в цене билета
для них становится очень заметным, а проехать короткое расстояние можно и стоя (если все сидячие места уже
распроданы на автовокзале).
Всю дорогу до Мукачево мы глазели по сторонам. Основную часть пути автобус проделал по почти что автобану
Киев-Чоп. Дорога здесь идет по холмам, по пути были видны виноградники, ближе к Мукачево то тут, то там были
видны несколько холмов явно вулканического происхождения. Мы решили выйти из автобуса где-то через километр
после въезда в Мукачево, еще на северной стороне города (северном берегу реки Латорицы). Если не знать, то можно
подумать, что это уже центр города. Первым делом мы зашли на почту, чтобы отправить очередную открытку. Открыток
на почте не было. В итоге мы решили закупиться конвертами, а открытки дальше искать в центрах городов.
После этого перекусили в блинной, где блины жарили прямо на глазах у посетителей.
Выйдя из блинной, мы пошли в центр города по мосту через Латорицу.
Центральная часть города ограничена улицами Пушкина, Горького и Мира (говорящие названия!). Между ними
располагается несколько более мелких улиц. В этом районе можно гулять-блуждать достаточно долго.
В одном из магазинчиков, куда мы заглянули, женщина-продавец разговаривала с одной из посетительниц
на очень странно звучащем языке. Несложно было догадаться, что разговор велся на венгерском
(финно-угорская группа языков, вместе с финским и эстонским являются самыми тяжелыми для изучения из
европейских языков). После этого с нами она перешла на достаточно чистый русский. После нас заговорила
с еще одной женщиной на украинском. Вот такой тут перекресток дорог.
Известно, что в Мукачево есть 11 различных религиозных конфессий. Видимо, из-за этого в центре города
располагается множество различных храмов-костелов.
В центре города нас ожидало несколько приятных неожиданностей: ЦУМ (почти что московский - видимо,
центральный универмаг Мукачево); деревянная дверь, ведущая в один из переулков; "Злий собака" и "Нафаня",
который "працюе" (работает) по расписанию.
При желании здесь можно найти и пару тихих улочек.
После прогулки по центру мы двинулись в сторону замка Паланок (
википедия,
вроде бы официальный сайт ).
Для этого нужно пройти километра полтора - два в западную сторону по улицы Илоны Зрини. В принципе,
можно было доехать и на такси, но торопиться было некуда.
Застройка по пути перешла из двухэтажной в частную. По пути улочка пересекла район советской многоэтажной
застройки, но он был относительной короткий. Почти в конце улица идет вдоль воинской части. Кстати, идя по этой
улице я понял, что в Мукачево преобладают дороги, выложенные брусчаткой. Асфальт встречался на дорогах лишь местами
(в отличии от тротуаров). Видимо, дороги из брусчатки дешевле содержать?
Дойдя до пересечения улицы Илоны Зрини с окружной дорогой (там будет заправка), мы крепко стормозили. Вместо
того, чтобы перейти через перекресток прямо и пойти по продолжению улицы, мы повернули налево (что-то меня в прямой
дороге смутило). Пройдя вдоль канала, мы повернули направо на следующем повороте (в сторону горы с замком) и стали
возвращаться в обратную сторону через частный сектор. В итоге мы вышли ровно туда же, куда могли выйти пройдя
пару минут вперед после упомянутого ранее поворота.
Дорога наверх шла вокруг горы. Угол наклона там довольно серьезный, но (если память не подводит), помимо
дороги там был тротуар, сделанный в виде длинных ступеней. Во время подъема мы разглядывали открывавшиеся
нам виды города.
Наконец поднялись. Наверху, перед входом, находится небольшая парковка. Вход в замок в 2008 году стоил, по-моему,
5 гривен с человека. Пожалуй, здесь же стоит показать и макет замка, снятый уже внутри.
Замок состоит из трех уровней - нижнего, среднего и верхнего. Вход, очевидно, расположен на нижнем уровне.
Что тут есть на каждом уровне - так это торговцы сувенирами (как в виде комнат замка, так и в виде отдельных
столиков). Ассортимент, кстати, был достаточно интересный (в отличии от тошнотворно идентичных развалов
в большинстве городов Золотого кольца). Смотреть на нижнем уровне было особо не на что. Разве вверх или на
вот этот весьма интересный столб.
По наклонной дороге поднимаемся на средний уровень. Здесь живет большая часть торговцев сувенирами. Выглядит
этот уровень примерно вот так (второй кадр был сделан с верхней части замка, с него, кстати, немного видна жд
на Чоп). Покрутившись у развалов идем наверх. От перехода на верхний уровень делаю еще один снимок.
Верхний уровень показался интереснее всего. Это небольшой двор с колодцем с одного из краев и смотровой площадкой,
направленной в сторону входа в замок.
Глубина этого колодца - 85 метров. Точнее, такой глубина была лет триста назад, когда замок еще использовался
по прямому назначению. Потом колодец, скажем так, засыпался. И вот в 2008 году мы застали работы по обратной
его раскопке. Первый кадр сделан без приближения, второй - с 6-кратным.
Паланок сыграл большую роль в национально-освободительной войне венгров против Австрии в 18 веке. После распада
СССР частыми гостями здесь стали жители соседней Венгрии. Сейчас главным напоминанием о венгерском прошлом
замка является скульптура "Илона Зрини и Ференц Ракоци II", стоящая на верхней смотровой площадке замка.
Увековечили здесь память и о первом сохранившемся в летописях владельце замка - подольском князе
Федоре Корятовиче.
Паланок интересен тем, что в нем открыто очень много переходов между этажами на среднем и верхнем
уровне. Очень интересно там полазить, поискать что-нибудь ранее не виданное. Вот и мы, бродя по этажам замка,
обнаружили это ранее невиданное. Иду я по одной из найденных экспозиций, снимаю.
И вдруг понимаю, что я увидел что-то абсолютно странное. Ищу. Нахожу вот этого замечательного
теленка и стоящего за ним барана с пятачком... Так и не понял, что здесь сказка, а что правда...
После встречи с этими животными нам оставалось только спуститься в подвал к местному палачу.
Но в Паланке тема палачей ("катов", как их называют на Украине) абсолютно не раскрыта. Всем
заинтересованным ею советую посетить тематическую экскурсию в ратуше Каменца-Подольского :)
Обратная дорога в город была ничем не примечательна. Мы добрались до автовокзала, сели на автобус
до Ужгорода. По пути немного поснимал окрестности. Первые три кадра сделаны еще в Мукачево, три последних -
за городом. На последнем кадре сняты виноградники, как я понимаю.
В Ужгород мы вернулись где-то в половину пятого. У нас оставалось 8 с хвостиком часов до отправления
нашего поезда, а при этом делать нам было уже абсолютно нечего. Первым делом мы перекусили в кафешке
на проспекте Свободы недалеко от автовокзала. Украинский борщ и мясо с гарниром оказались приличного
качества (если в борще я не сомневался, то вот от мяса можно было ожидать всего). Поев, мы пошли дальше в сторону
центра (к реке).
С автомобильного моста через Уж сделал панораму на восток (в сторону центра).
До конца светового дня мы гуляли по набережной, по центру, искали места, где мы еще не прошли
в предыдущий день. По пути мы нашли фантастическую урну-копилку-свинью (это урна,
но мусор в нее нужно бросать с противоположенной стороны).
Уже по темноте мы вернулись на жд вокзал и стали дожидаться поезда. Помню, что внутри вокзала было достаточно прохладно. Пока мы сидели, пришли и ушли как минимум две пары электричек (одна с севера, одна с юга). Часов в 10 вечера на вокзал заявилось с десяток цыган. Вели они себя... как обычно, но ни к кому не приставали. Уехали они на поезде 601/602 Солотвино-Львов, подтвердив его репутацию. Мы же сидали и ждали наш поезд дальше. Ближе к полуночи его подогнали к платформе, но жизни в нем не было видно. Состоял он из четырех вагонов - по два купейника и плацкартника (номера вагонов начинались с 15). Остальное к нему доцепляют в Чопе - кучу различных международных вагонов.
Где-то за полчаса до отправления двери вагонов стали открываться. Но не все... Наш вагон 15 спал дальше... В конце концов наши проводницы показались на свет божий... Все-таки тяжело прибывать в Ужгород в 3-40 ночи и отстаиваться здесь до часа ночи следующего дня. Это приводит к алкоголизму. Мы зашли в вагон, взяли у одной из проводниц белье (в купе его не было, несмотря на обязательную постель в купейниках уже в то время). После отправления проводницы пытались вручить нам еще по комплекту белья... Состояние вагона было ниже среднего (по меркам нефирменных поездов РЖД). В купе с нами ехала одна женщина до Москвы. Больше до Львова к нам никто не подсел.
19. 03. 2011 г.