Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в путешествия по России и Украине |
Архангельск находится на расстоянии примерно 1100 километров к северу от Москвы. Основная его достопримечательность на данный момент - музей деревянного зодчества Малые Корелы. В 2008 году, когда мы были в Архангельске, главной достопримечательностью города был, скорее, Дом Сутягина, но тогда мы про него не знали (хотя и увидели).
Посещение города вполне можно уложить в один день, при условии раннего прибытия в Архангельск и относительно позднего убытия. Как в 2008 году, так и сейчас этим условиям отвечает нефирменный поезд 15/16 Москва-Архангельск (отправляется из Москвы в 10:05, прибывает в Архангельск в 06:51; отправляется из Архангельска в 19:32, прибывает в Москву в 16:43). К сожалению, поезд требует двух дней в пути плюс день на город, соответственно такая поездка возможна только в длинные 3-дневные выходные. Если есть возможность потратить лишние деньги, то 3 дня можно превратить в 2 - вернуться обратно последним самолетом (17:30 или 17:40, в зависимости от дня недели).
Добраться из Архангельска до Малых Корел можно на рейсовых пригородных автобусах 104 и 108 (первый отправляется с площади у жд вокзала, второй - от автовокзала, расположенного в 200 метрах от жд вокзала). Расписания можно посмотреть здесь. Из Малых Корел автобусы отправляются с одной и той же остановки, располженной рядом с туристическим комплексом Малые Карелы.
В самом Архангельске можно порекомендовать посетить улицу Чумбарова-Лучинского, параллельную ей Набережную Северной Двины (с вполне настоящим пляжем!), и, если останется время, заглянуть на остров Соломбала (точнее, туда можно заглянуть до поездки в Корелы, т.к. от прибытия поезда до открытия музея у вас будет достаточно много времени).
Из сувениров могу порекомендовать берестяные и деревянные изделия (уровень их будет ниже, чем в Великом Устюге) - их можно купить в лавках Малых Корел (чтобы не искать в городе), а также местные настойки (ищите в местных продуктовых и специализированных магазинах).
В начале длинных выходных, утром 12 июня, мы приехали на Ярославский вокзал. Наш поезд уже стоял на платформе.
Поезд 15 Москва-Архангельск - обычный нефирменный поезд, состоящий из довольно старых вагонов в зелено-синей
раскраске Северной жд. Вот так выглядел наш вагон СВ:
По субботам этим поездом пользуются жители Ярославля, не сумевшие попасть в уходящий в 8-30 ярославский экспресс.
Кто с билетами, но большинство - налом проводникам. В итоге, половина купе в нашем вагоне оказалась забита
ярославцами. Купе выглядело вполне буднично:
Выехали из Москвы. За окном потянулись типичные поздне-весенние пейзажи:
Проезжая через Сергиев Посад,
посмотрели издалека на Троице-Сергиеву Лавру (слева по ходу из Москвы, за станицей):
Попутно заказали у проводницы на удивление вкусный кофе "3 в одном" - надо же помогать выполнять план по продажам...
На принесенных подстаканниках почему-то было написано "Смоленск" (впрочем, мы их еще не раз
встречали в последующих поездках):
В Александрове посмотрели на Кремль (резиденцию Ивана Грозного) (справа по ходу из Москвы, за станцией):
До Ростова Ярославского (он же Ростов Великий) дорога тянется по сельским равнинным пейзажам:
Храмы Ростова видны с железной дороги только на подъезде к нему со стороны Москвы (по правую сторону).
Впрочем, мы уже были тут годом ранее.
Проезжая по городу, мы убедились, что находимся на верном пути:
На станции Ростова, где наш поезд делал первую остановку, напротив нас оказалась цистерна с вот
таким легко читаемым названием:
От Ростова до Ярославля мы ехали через леса. В южной части Ярославля дорога идет по
промышленным районам, особо интересного ничего не видно. Быть может,
только этот вид на мосту через Которосль:
Ярославль встретил нас солнечной погодой. Зайцы выгрузились из нашего вагона и дальше
мы поехали гораздо комфортнее. Вокзал Ярославля-Главного (есть еще Ярославль-Московский - небольшой
вокзал на ответвлении на Кострому) состоит из двух зданий: маленького старого и стоящего к югу
от него нового блочного большого здания. В новом здании находятся все билетные кассы. Часть
старого здания занимают кассы автостанции. Кроме того, т.к. в Ярославле находится дирекция
Северной ж.д., то на боковом пути у первой платформы примостился вагон-музей.
Вскоре после отправления, поезд пересекает по мосту Волгу. К сожалению, с железнодорожного моста
не видно благоустроенной части набережной. Ее видно только с вот этого автомобильного моста:
Следующая остановка поезда была в Данилове. Весь смысл этой остановки - смена локомотива, так как по этой
станции меняется род тока. Соот-но, стоянка здесь будет не короче 23 минут. Все, чем запомнилась эта остановка -
это различные торговцы, сновавшие по платформе. И проводница соседнего вагона, пытавшаяся изобразить ласточку.
Вскоре после Данилова подоспел наш обед, заказанный в соседнем вагоне-буфете. Поезда Северной дороги всегда
отличались гораздо более низкими ценами в вагонах-ресторанах, чем на других дорогах. Этот раз не был исключением.
Обед на двоих обошелся нам около 300 рублей.
После Данилова мы наконец видели первые признаки северных деревень.
Ближе к Вологде, на примыкающей с востока ветке (уходящей в сторону Кирова, затем Екатеринбурга), мы увидели, чем
зарабатывает деньги российский север.
На стоянке в Вологде мы пополнили запасы провианта. Мы это сделали в палатке на платформе, а вообще ближайший
магазин находится в достаточно далеко от вокзала... Вокзал Вологды можно попытаться снять только с площади,
да и то не факт, что получится. Приведенное фото было сделано в мае 2010 года, во время поездки в Великий Новгород
и Вологду. Еще нам попозировала проводница нашего вагона.
Минут через 10-15 после отправления из Володы поезд проезжает по мосту через реку Вологду, и сразу по левой стороне
(по ходу движения из Москвы) будет стоять Спасо-Прилуцкий монастырь (фото с
поездки в В.Устюг в 2010 году). Мы же смотрели на деревню Прилуки по правой
стороне движения.
Чем дальше мы оказывались на севере, тем светлее становилась зелень на деревьях.
Ближе к 11 вечера солнце наконец решило начать заходить за горизонт. Мы обратили внимание на станцию Ерцево -
ни дать, ни взять дворянское гнездо...
Когда я проснулся в четвертом часу утра, пейзаж за окном разительно отличался. Листвы на деревьях было совсем
немного. Сюда только-только пришла весна (а было уже 13 июня).
В 6 утра мы наконец добрались до Архангельска и неспешно поехали по городу. Вот в таких бараках живут тут
люди. И даже ставят в них пластиковые окна. Когда в таком бараке кто-то идет по второму этажу, на первом
все прекрасно слышат это. Перед самым вокзалом мы пересекли по мосту Северную Двину. Это одно из самых
узких мест на этой полноводной северной реке.
В 6-30, ровно по расписанию, мы прибыли на жд вокзал Архангельска.
Хоть и было свежо, но погода вполне располагала к прогулке. Травка на земле была совсем свежей, листья
на деревьях еще небольшими. Редкие встречавшиеся прохожие были одеты еще по-зимнему - сапоги, пальто...
Так как ехать в Малые Корелы было еще очень рано, то мы решили пройтись до района Соломбала, находящегося на острове.
Мы надеялись уидеть там чего-нибудь интересное. Вскоре нам стали попадаться первые признаки
"экзотики" - деревянные мостки-тротуары. В сараях позади деревянных 2-этажных домов находились
заготовленные на зиму дрова. Под одним из домов мы встретили замечательного кота.
Совершенно случайно обнаружили указатель до обоих наших целей путешествия.
Идя дальше по улице, обнаружили в окне кота. А в магазине - жабу.
Над дорогой пролетал билайновский поезд.
Наконец, мы вышли к мосту на Соломбалу. Это мост всего лишь над одним из притоков Северной
Двины. Сам мост особо ничего из себя не представляет (хотя всего за год до нас по нему ходили трамваи,
мы же увидели только останки рельсов), но вот с моста был виден дом Сутягина.
Местный бизнесмен,
торговавший лесом, строил потихоньку свою избушку... С какого-то момента он решил, что хорошо бы с вершины
своего дома увидеть Белое море (30 км от Архангельска). Достроил, увидел. А после этого соседи
накатали на него донос в администрацию - загорится, мол, если дом, то нас всех тоже попалит...
Умники из Администрации согласились и снесли дом за счет его же хозяина в начале 2009 года.
Так вот, увидел я этот дом и подумал - "Что за заброшенная церковь деревянная стоит...". А на маленьком
объективе деталей то не разглядеть... Так мы и не дошли до этого дома, не поняв, насколько уникальное
строение мы видим.
Соломбала - это один из жилых районов Архангельска. С правой стороны от моста находится частный сектор.
Прямо и слева от моста стоят главным образом многоэтажки. Однако, если после моста повернуть налево
и пройти один квартал, то там виды будут поинтереснее.
Вернувшись с Соломбалы на "большую землю", мы пошли обратно в сторону автовокзала (разве что немного другой дорогой).
По пути мы остановились у газетной палатки, чтобы купить набор открыток, и вдруг, прямо за моей спиной на
почтовый ящик уселся голубь. Такой вот натуральный символ российской почты (хотя в последнее время кое-что улучшается,
только не понятно, за деньги государства или за доходы почты).
Чуть дальше нам встретился атель.
Больше ничего интересного среди многоэтажек центра города мы не заметили. Разве что еще не убранную
контактную сеть от троллейбусов, "убитых" в городе незадолго до нашего приезда.
Автобус на Малые Корелы отправлялся в 2008 году с улицы перед автовокзалом. Оплата проезда была кондуктору.
Нам достался обычный ПАЗик и сели мы не совсем впереди. К Малым Корелам в автобусе было уже более, чем
достаточно народа, поэтому выходить там пришлось по головам (хуже мы вылазили только из хвоста корейской маршрутки
в Южно-Сахалинске, где проход был шириной в пол-человека, да и высота маршрутки сильно оставляла желать лучшего).
Недалеко от музея нас уже поджидали местные жители. В ту поездку мы пришли к выводу, что когда едешь
в музеи деревянного зодчества, надо брать с собой колбасу.
От дороги ко входу в музей ведут вот такие мостки.
У входа была карта музея. По сути - это две территории, разделеные оврагом, по дну которого течет ручей.
В 2008 году северный переход между ними был закрыт, оставался только южный.
Прямо после входа, на опушке леса стоят три мельницы.
На первой же избе сидел еще один местный житель. Я все пытался снять его поближе, но каждый раз
он перелетал чуть подальше :)
Посреди площади стояла вот эта деревянная церковь, а рядом с ней - колокольня. Колокольня относительно
действующая, уже когда мы уезжали из музея, там упражнялся звонарь.
Рядом с церковью располагается торговая изба. На первом этаже в ней находится сувенирный магазин,
а на втором - кафе. Двери в северных избах очень невысокие, дабы не выпускать тепло при открытии двери.
Из-за этого, при входе в избу приходится сгибаться в три погибели.
Неподалеку стояло еще одно строение, скорее всего кузница.
У находящегося рядом прудика можно было рисовать "Аленушку".
Особое внимание стоит обратить на крыши избушек.
На этой стороне музея есть еще пара небольших церквушек.
Если здесь выйти на край холма, то вам откроется вот такой вид.
Наконец, мы решили пойти во вторую часть музея. Нам предстояло пересечь овраг, разделяющий две половины.
Вот так выглядит дорожка через овраг сверху.
А вот так - снизу.
Внизу дорожка идет через вот такое болото.
Дальше предстояло подниматься в горку (фото снято сверху).
В дальней части музея зданий гораздо больше, чем в ближней. Если в ближней части стоят отдельные дома,
то в дальней уже целые деревни. Как и первая часть музея, эта тоже начинается с мельниц.
Дальше идут фотки разных изб из этой части музея.
Здешний прудик еще больше подходит для "Аленушки".
Местные "деревни" выглядят так:
Так:
Или даже вот так:
А вот и замечательный дом на два хозяина:
От края музея открывается красивый вид на соседнюю речку и не менее красивый - на ЦБК, находящийся вдали...
Рядышком, на склоне холма, стоит целая сеть хозяйственных построек.
Венчает же эту часть музея огромная церковь.
В Архангельск мы возвращались на автобусе, следующем из Малых Корел. У него довольно странный маршрут по
городу на обратном пути. Чтобы сэкономить немного времени, мы решили выйти из него у речного вокзала.
Речной вокзал сейчас - это небольшой рыночек. Мне тогда не удалось обнаружить, осталось ли там что-то
от пассажирской транспортной составляющей. Кстати, именно он изображен на 500-рублевой купюре.
У причала в тот день стояли ледокол (?) "Диксон" и, наверное, самый уникальный речной корабль в России -
пароход "Н.В. Гоголь", построенный в 1911 году. Насколько мне известно, в последние годы
он делает два рейса за год - в июне - начале июля два раза туда и обратно между Архангельском и Котласом.
Как я понимаю, в это время Северная Двина максимально полноводна.
Если встать лицом к Северной Двине и повернуться направо, а дойдя до конца площади у речного вокзала снова повернуть
направо (уходя перпендикулярно от реки), то мы выйдем к началу Архангельского "Арбата" - улице Чумбарова-Лучинского.
Начиналась эта улица в 2008 году вот так. Дороги Архангельской области - это ее определенная беда.
По пути к этому месту нам попался на глаза вот такой перекресток.
Продолжаем наше путешествие по улице Чумбарова-Лучинского. Здесь собрано большое количество деревянных домов, за
состоянием которых, в отличии от большей части города, следят. Мы же по-прежнему идем по мосткам, проложенным по глине.
Все плохое когда-то заканчивается, и мы выходим на замощенную часть улицы. А что это за башня вдали? А, это
здание местной администрации. Путь к светлому будущему такой вот получается.
Вот такие домики стоят на этой улице. Часть из них - офисы, часть - жилые.
Ближе к противоположенному концу улицы оглядываемся назад:
Где-то в этом месте мы повернули обратно на набережную. По пути мы увидели мыша-строителя. Да, а чуть
раньше, на Чумбарова, сидел филин - друг этого мыша.
На набережной в этом месте идет в основном двухэтажная застройка.
Где-то напротив последнего из этих зданий, у берега, на постаменте стояла
шхуна "Запад".
Точнее то, что от нее осталось. В 2008 году. Контуры похожего на нее корабля изображены на 500-рублевой купюре.
Пройдя еще немного вперед мы вышли к нормальной набережной (где можно выйти к воде). В парке, находящемся
рядом с началом настоящей набережной, на одной из елочек мы заметили вот такую птичку. Я сделал кадр издалека - птичка
сидела, подошел поближе - сидит, подошел почти вплотную - все еще сидит. Что это за птица - не знаю.
Неподалеку от этого места стоит памятник Петру 1 - последний из Архангельских приветов с 500 рублей.
Северные реки все-таки полноводные. Северная Двина в Архангельске выглядит не уже Волги в Волгограде.
Чуть дальше на набережной мы нашли памятник основанию Архангельска. Оказывается, он был основан в 1584 году.
Пляж здесь выглядит почти как на теплых морях.
Вот еще несколько видов, снятых с пляжа.
Прогулявшись по набережной, мы неспешно пошли в сторону жд вокзала. По пути нам встретился весьма редкий
трехэтажный деревянный дом. Мне казалось, что такие дома не разрешены в России, но дом, тем не менее, стоит.
Закупившись продуктами в одном из продуктовых магазинов по пути, мы пришли на вокзал и уселись ждать наш поезд.
Перед нашим поездом в тот день уходила сборная солянка на Адлер/Кисловодск и прочий Северный Кавказ.
А еще мы узнали, как хранят матрасы, используемые в вагонах поездов, в Архангельске.
На обратном пути я смог прободрствовать часа три. Этого хватило, чтобы снять несколько суровых
северных пейзажей.
Утром следующего дня мы вышли в Ярославле. Это был второй город, запланированный в этой поездке.
Одним днем в Ярославль из Москвы съездить не так удобно. Обычно для этого используются ярославские
экспрессы - в 8-30 из Москвы (прибывает в 12-15) и в 16-30 из Ярославля (прибывает в 20-10). Однако,
это дает только 4 часа на прогулку. Наш же поезд приходил в Архангельск в начале двенадцатого,
давая нам таким образом на один час больше. Однако, это уже тема другого рассказа.
10. 02. 2011 г.