Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в путешествия по России и Украине |
В данном отчете я попробую рассказать о нашей поездке на Кижи в июне 2009 года и о подстерегающих туриста засадах :)
Мысль о поездке на Кижи появилась у нас еще в конце лета 2008 года. В сентябре того же года (в одну из суббот), мы, наивные, сели в "Карелию", приехали в Петрозаводск, неспешно прошли от жд вокзала до вокзала речного и... узнали, что обычный теплоход (3 часа в одну сторону) ушел 15 минут назад (в 9-30, "Карелия" приходит в 8-50), а других сегодня не будет. Будет завтра. Ждать завтра не было смысла... В тот раз мы прогулялись по городу, съездили с автовокзала до Кондопоги, погуляли по Кондопоге (прочувствовали колорит после относительно еще недавних на тот момент событий), вернулись в Петрозаводск, сходили в кино и уехали в Питер 657-ым. Для москвичей парное посещение Петрозаводска и Спб за одни выходные - это очень неплохой вариант провести их, сэкономив немного денег на переездах. При этом, порядок посещения городов может быть произвольным, ибо расписание поезда 657/658 Спб-Петрозаводск-Спб хорошо в обе стороны - 22-00 - 7-00 из Спб, 23-00 - 7-00 из Петрозаводска.
Настало следующее лето. Умудренный горьким опытом, я более основательно подготовился к поездке.
Добраться на Кижи что в 2009, что в 2010 году можно только на Метеорах. Обычный "социальный"
теплоход остался в прошлом - теперь местная администрация даже в его роли гоняет Метеор.
Цены соответствующие...
Собственно, свежая информация по добиранию на Кижи лежит
здесь и
здесь.
Цена, как видите, серьезная - практически 2000 рублей за туда-обратно (как раз сравнимо с ценой
плацкарта Мск-Петрозаводск). Про обоснованность ее судить не буду - во время недавней поездки
в Великий Устюг такси на примерно тоже расстояние мне обошлось в 800 рублей в одну сторону.
Насчет расписания. Именно из-за доверия к нему нас и ждала засада в 2008 году.
В 2009-м было выяснено следующее расписание кораблей на Кижи:
8-45 ходит редко, нацелен на готовые тур-группы. Билеты в него маловероятны.
11-00 - основной. Если что-то и пойдет, то именно он.
Остальные - при большом наплыве народа (но тогда есть вероятность, что
на какой-то из Метеоров билетов не будет).
Мы брали билеты в 9-20 утра - на рейс 11-00 места были. Были они и после
10 утра. Но Метеор ушел с загруженностью около 90%. Ходят ли они в будни -
не уверен, лучше позвонить по телефонам из второй ссылки и пообщаться.
Что я не выяснил - можно ли приехать на раннем Метеоре, а уехать на более позднем
(если их в день больше одного) - может быть полезно для более неспешного изучения острова.
Собственно с ключевой частью все. Приступим к рассказу.
Поездка была совершена в первые выходные июня. Туристов было уже, видимо, достаточно,
посему в "Карелию" включили дополнительный СВ (напомню, что это нефирменный поезд,
поэтому не стоит удивляться внешнему виду этого дополнительного вагона).
Мы ехали в СВ с услугами. На момент поездки в качестве него использовался нормальный вагон СВ
производства ТВЗ выпуска 2005-2006 годов - лучшее, на мой взгляд, допремиумное СВ.
Так как на дворе было начало июня, то в Москве было уже по-летнему тепло. В Петрозаводске же
мы рассчитывали где-то на +15, поэтому пришлось захватить ветровки. Проехав по дамбе Московского
моря и так и не дождавшись, когда же закончатся сумерки, мы легли спать.
Небольшое отступление. Впервые мы ехали по главному ходу Октябрьской жд
в феврале 2008 года,
на поезде Москва-Псков. Тогда я не знал, что будет у нас по пути. Проезжая через Московское море,
мы еще обсудили, какое ровное занесенное снегом поле лежит за окном... :)
Утро встретило нас свежей весенней зеленью Карелии (и как тогда мне еще казалось - болотами).
Подъезжая к Петрозаводску, мы обратили внимание на сгущающиеся тучи и мокрый асфальт. Север!
Приехав в Петрозаводск, мы, по традиции, сделали фото нашего состава (наш вагон первый в кадре).
Обратите внимание на одежду людей. В реальности на улице было около 10 градусов тепла.
Что поделать, северное утро.
Совершаем марш-бросок на речной вокзал. Идем сначала по улице, идущей от жд вокзала (проспект Ленина).
У гостиницы с этой фотки поворачиваем направо (на ул. Энгельса).
Выходим на площадь Ленина.
Обязательно снимаем памятник Ильичу, ибо Ильичей в зимней одежде в стране всего два
(второй в Рыбинске и я умудрился его не снять).
И идем по проспекту Карла Маркса (тот,
который уходит влево от парка, в который смотрит Ильич). По нему и добираемся до речного вокзала.
Обилечиваемся в будке у причала и, расслабившись, идем изучать город.
Одна из главных достопримечательностей Петрозаводска - это его набережная, точнее, примерно километровый ее
отрезок к западу от речного вокзала. В палатках, расположенных недалеко от причала, можно купить достаточно
любопытные и редкие сувениры, например, изделия из карельской березы. В сквере, расположенном с западной
стороны речного вокзала, находится памятник Петру Первому - основателю Петрозаводска.
Пойдем дальше вдоль берега.
На длинном отрезке набережной, вдоль которого посажена небольшая роща, стоят различные памятники -
подарки от городов-побратимов. Например, дерево с ухом (все пожелания записываются и передаются в соответствующие
органы) или страшного вида рыбаки с неводом.
Дальше, после небольшого открытого всем ветрам участка набережной, начинается царство деревянных скульптур.
Набережная чем-то напоминает Волгоградскую - здания вдоль и той и другой строили примерно в одно и то же время.
Да и спуск к воде примерно одинаковый. Только вот с солнцем здесь чуть похуже.
Тем временем приближается момент отправления нашего Метеора. Мы возвращаемся к речному вокзалу. У причалов стоит
несколько Метеоров. Можно и не угадать, какой из них наш - но нет, посадку открывают только на один из них.
Среди пассажиров - много жителей соседней Финляндии, благо что ехать им сюда действительно недалеко. По пути была
забавная сцена, когда русский пенсионер пытался что-то втолковать пенсионеру финляндскому. Потом плюнул на это
дело - не понимает он по-нашему...
Дорога на Кижи занимает около 75 минут. Первые 60 из них Метеор идет по Онежскому озеру и смотреть в это время
абсолютно не на что.
Последние же 15 минут занимаются прохождением по проливам и вот там уже есть на что
взглянуть. В сезон на этом отрезке маршрута вполне возможно встретить большой пассажирский теплоход (чтобы понять,
что Метеор на самом деле - судно небольшое и речное).
Остров Кижи вытянут с севера на юг. Причал находится на юго-западном краю острова. Начиная от причала и до южной
оконечности острова тянутся музейные постройки. Они обходятся часа за полтора даже в самом неспешном темпе. К
действительно важным постройкам тут относится сам Кижский погост и церковь Воскрешения Лазаря - небольшая часовня
почти на самом юге острова. Все остальное - более-менее стандартно, и найти это можно и поближе к Москве,
например, в
новгородских Витославлицах.
Что же действительно поражает в Кижах - это природа. Тишина, вода, виды тут необыкновенные.
Если у вас останется время после осмотра музейной части, то стоит пройтись к северной части острова. До самого
севера острова за 3 часа стоянки Метеора вы вряд ли доберетесь, а от до деревни, расположенной в центре острова,
на восточном его берегу - вполне. Кроме того, от нее станет видно одну из горок на острове, и, если вы
заберетесь туда - то вид будет действительно уникальный.
К сожалению, в здание Церкви Преображения Господня - главную местную достопримечательность, войти простым
туристам не получится. Если то, что
писала Юлия Латынина в "Новой газете"
- правда, то это страшно. "После нас хоть потоп"... А судя по тому, что после этой публикации появилось
на официальном сайте музея - написанное про
саму церковь - очень близко к правде.
В конце концов мы прибыли на Кижи. Причал одиночному путешественнику лучше покинуть побыстрее - на нем и рядом с ним
по прибытии теплоходов как собираются (уже сформированные), так и формируются тургруппы. Процесс это небыстрый
и толпообразующий.
Прямо у причала стоит баржа с продмагом и почтой.
Если вам нужна какая-то еда или питье - заглянуть сюда нужно обязательно - других продуктовых на территории музея нет.
Рядом с причалом находятся кассы музея. Вход для самостоятельных путешественников-россиян в 2009 году стоил,
если меня не подводит память, 130 рублей с человека. В довесок к 990 рублям за проезд в одну сторону на
Метеоре - самое то :(
Выйдя на территорию музея, поворачиваем направо и идем по дощатому настилу в сторону Кижского погоста. По пути
встретится сувенирная изба, но туда лучше заглянуть на обратном пути, если останется время - там как раз ничего
уникального не было.
Кижский погост лучше снимать из-за его ограды - внутри ничего интересного вы не найдете.
Дальше вдоль берега стоят избы крестьян разной степени зажиточности.
Обходя остров против часовой стрелки и пройдя его южную оконечность,
вы выйдете к небольшой отдельно стоящей деревянной часовенке, стоящей у дороги -
это самая старая местная постройка, церковь Воскрешения Лазаря.
Тем временем погода сжалилась над нами и небо стало проясняться. Кижский погост смотрится красиво с любой
стороны - и с юга, и с востока.
Мы неспеша двинулись дальше вдоль берега. Тут достаточно было посмотреть в сторону
воды - свежая зелень, голубая вода, облака на небе и следующие острова - картина фантастическая. На восточному
берегу стоят еще несколько строений музея - избы и амбары. Рядом с одной из изб мы обнаружили деревянные
качели.
На этом территория музея заканчивается - если идти дальше на север, то скоро вы доберетесь до деревянного
заборчика, говорящего о том, что дальше территория музея заканчивается. Тут у вас есть выбор. Описанная мною петля
проходится где-то за час. Два оставшихся часа можно неспешно бродить по территории музея. А можно пойти на север
и увидеть местную деревню, а также выйти на самую высокую точку острова - на ней стоит небольшая деревянная
часовня. Кроме того, здесь проходит и "экологическая тропа", вдоль которой выставлены стенды, расказывающие
о местной флоре и фауне. Мы решили пойти на неизведанную местность. Вскоре показалась находящаяся у восточного
берега (и невидимая из музейной территории) местная деревня, состоящая из полутора десятков неокрашенных изб
(большей частью двухэтажных - по всей видимости, погреба рыть здесь нет смысла - либо вода, либо мерзлота мешает).
Необычно смотрелись в деревне пара тракторов и ПАЗик. Где они там берут бензин?
От деревни уже было рукой подать до стоящей на горке часовни.
С вершины холма было видно на несколько километров вокруг.
На самом севере острова мы увидели еще одну деревянную церковь, но дойти до нее у нас уже не хватало
времени - расстояние до нее было примерно таким же, как и до Кижского погоста - около получаса ходьбы. Обратно мы
пошли по более низкой части острова - по тропе через луга.
Она вывела нас обратно к кассам музея. Оставшиеся
до отправления Метеора минут 20 мы потратили на посещение почты (с удивительно неплохим выбором местных открыток)
и продуктового магазина (цены ломовые!), находящихся на барже рядом с причалом. Кстати, не знаю, есть ли где-то
еще в России такая почта на воде.
Большую часть обратной дороги я провел на открытой части Метеора. Если на Кижах народа там было немного (видимо,
впечатлений набрались, а может посидеть захотели), то к Петрозаводску на открытой палубе случился форменный
аншлаг. Сразу скажу, что вид Кижского погоста с воды испорчен вишневой крышей стоящего рядом с ними зданьица...
С восточной стороны погоста (на фото - сзади погоста) построить его, конечно же, не могли.
Пока корабль идет между островами, то можно
порассматривать стоящие то тут, то там вдоль берега деревни (или их остатки).
Выйдя же в открытое озеро, остается лишь дышать чистым воздухом (с небольшим запахом дизельного двигателя Метеора).
В Петрозаводске же погода и не думала меняться - стояли все те же утренние серые тучи и было все также свежо.
Когда мы были уже совсем близко к городу, я сделал несколько его планов с воды (порядок кадров - с юга на
север, соответственно направлению движения):
В Петрозаводск мы вернулись около 5 часов вечера. Если вы в этот день возвращаетесь в Москву, то у вас
остается всего около двух часов до уходящей в 7 вечера "Карелии". Если же Вам нужно в Спб, то 11 вечера
у вас еще очень много времени. Поэтому мы поднялись от речного вокзала в горку, прошли через площадь, находящуюся
наверху, и вышли к памятнику четырем людям из анекдота - Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Прямо рядом с ним
находится кафе с вводящим в заблуждение названием "Яблочное". Несмотря на детское название и соответствующую
витрину, у кафе есть лицензия на спиртное :) Кроме того, в их меню есть достаточно качественные первые и вторые
блюда.
Посидев в кафе, мы пошли в сторону уже известного нам по прошлой поездке кинотеатра "Калевала" (Первомайский проспект, 2). В центре города мы нашли два кинотеатра - "Калевалу" и "Победу". "Победа" находится прямо на проспекте Ленина, но она однозальная. В "Калевале" же два зала, поэтому у вас увеличиваются шансы ждать не так долго, если вы пришли в произвольное время. Кстати, оба раза, когда мы там были, расписание сеансов данного кинотеатра, найденное перед поездкой в интернете, нас подводило - в указанное время шел другой фильм.
Из кинотеатра мы вышли около 10 часов вечера. На улице было также светло, как и в 7 вечера, когда мы туда пришли...
Мы двинулись в сторону вокзала. На улицах было практически также многолюдно, как и днем. Гости с юга
все так же торговали овощами в палатках. Жизнь во время белых ночей замирать в городе не хотела.
На перроне, у первой платформы, уже стоял состав нашего поезда 657 Петрозаводск-Спб. Новыми вагонами в нем,
конечно, и не пахло, но старые пытаются содержать в порядке. Пассажиропоток в этом поезде большой, но с учетом
его короткого маршрута и нефирменно-пассажирского статуса, содрать больших денег с пассажиров РЖД не в состоянии
- поэтому нам приходится ездить на том, что дают.
Уже после отправления (в 23-00), я сделал пару снимков за окном. В купе в это время можно было спокойно
читать без света. Данный поезд не очень хорош тем, что до Питера он идет всего чуть больше 8 часов. А с учетом
того, что вагоны в нем старые, и, поэтому, есть санзоны, то на сон остается в лучшем случае часов 6 с половиной.
На следующий день мы с питерскими друзяьми поехали в Петергоф, а потом вернулись домой на самолете (в те милые
времена S7 еще продавала билеты по 1540 рублей меньше чем за неделю до вылета).
19. 11. 2010 г.