Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Петрозаводск, Кижи. 6 - 7 июня 2009 года.

Техническая вводная

В данном отчете я попробую рассказать о нашей поездке на Кижи в июне 2009 года и о подстерегающих туриста засадах :)

Мысль о поездке на Кижи появилась у нас еще в конце лета 2008 года. В сентябре того же года (в одну из суббот), мы, наивные, сели в "Карелию", приехали в Петрозаводск, неспешно прошли от жд вокзала до вокзала речного и... узнали, что обычный теплоход (3 часа в одну сторону) ушел 15 минут назад (в 9-30, "Карелия" приходит в 8-50), а других сегодня не будет. Будет завтра. Ждать завтра не было смысла... В тот раз мы прогулялись по городу, съездили с автовокзала до Кондопоги, погуляли по Кондопоге (прочувствовали колорит после относительно еще недавних на тот момент событий), вернулись в Петрозаводск, сходили в кино и уехали в Питер 657-ым. Для москвичей парное посещение Петрозаводска и Спб за одни выходные - это очень неплохой вариант провести их, сэкономив немного денег на переездах. При этом, порядок посещения городов может быть произвольным, ибо расписание поезда 657/658 Спб-Петрозаводск-Спб хорошо в обе стороны - 22-00 - 7-00 из Спб, 23-00 - 7-00 из Петрозаводска.

Настало следующее лето. Умудренный горьким опытом, я более основательно подготовился к поездке. Добраться на Кижи что в 2009, что в 2010 году можно только на Метеорах. Обычный "социальный" теплоход остался в прошлом - теперь местная администрация даже в его роли гоняет Метеор. Цены соответствующие...
Собственно, свежая информация по добиранию на Кижи лежит здесь и здесь. Цена, как видите, серьезная - практически 2000 рублей за туда-обратно (как раз сравнимо с ценой плацкарта Мск-Петрозаводск). Про обоснованность ее судить не буду - во время недавней поездки в Великий Устюг такси на примерно тоже расстояние мне обошлось в 800 рублей в одну сторону.

Насчет расписания. Именно из-за доверия к нему нас и ждала засада в 2008 году. В 2009-м было выяснено следующее расписание кораблей на Кижи:
8-45 ходит редко, нацелен на готовые тур-группы. Билеты в него маловероятны.
11-00 - основной. Если что-то и пойдет, то именно он.
Остальные - при большом наплыве народа (но тогда есть вероятность, что на какой-то из Метеоров билетов не будет).
Мы брали билеты в 9-20 утра - на рейс 11-00 места были. Были они и после 10 утра. Но Метеор ушел с загруженностью около 90%. Ходят ли они в будни - не уверен, лучше позвонить по телефонам из второй ссылки и пообщаться. Что я не выяснил - можно ли приехать на раннем Метеоре, а уехать на более позднем (если их в день больше одного) - может быть полезно для более неспешного изучения острова. Собственно с ключевой частью все. Приступим к рассказу.

Поезд, Петрозаводск

Поездка была совершена в первые выходные июня. Туристов было уже, видимо, достаточно, посему в "Карелию" включили дополнительный СВ (напомню, что это нефирменный поезд, поэтому не стоит удивляться внешнему виду этого дополнительного вагона). Мы ехали в СВ с услугами. На момент поездки в качестве него использовался нормальный вагон СВ производства ТВЗ выпуска 2005-2006 годов - лучшее, на мой взгляд, допремиумное СВ.
СВ старой модели СВ новой модели

Так как на дворе было начало июня, то в Москве было уже по-летнему тепло. В Петрозаводске же мы рассчитывали где-то на +15, поэтому пришлось захватить ветровки. Проехав по дамбе Московского моря и так и не дождавшись, когда же закончатся сумерки, мы легли спать.
Небольшое отступление. Впервые мы ехали по главному ходу Октябрьской жд в феврале 2008 года, на поезде Москва-Псков. Тогда я не знал, что будет у нас по пути. Проезжая через Московское море, мы еще обсудили, какое ровное занесенное снегом поле лежит за окном... :)
Московское море Закат

Утро встретило нас свежей весенней зеленью Карелии (и как тогда мне еще казалось - болотами). Подъезжая к Петрозаводску, мы обратили внимание на сгущающиеся тучи и мокрый асфальт. Север!
Вода и зелень Окраина Петрозаводска

Приехав в Петрозаводск, мы, по традиции, сделали фото нашего состава (наш вагон первый в кадре). Обратите внимание на одежду людей. В реальности на улице было около 10 градусов тепла. Что поделать, северное утро.
Состав Карелии

Совершаем марш-бросок на речной вокзал. Идем сначала по улице, идущей от жд вокзала (проспект Ленина). У гостиницы с этой фотки поворачиваем направо (на ул. Энгельса).
Гостиница Северная
Выходим на площадь Ленина. Обязательно снимаем памятник Ильичу, ибо Ильичей в зимней одежде в стране всего два (второй в Рыбинске и я умудрился его не снять).
Ильич
И идем по проспекту Карла Маркса (тот, который уходит влево от парка, в который смотрит Ильич). По нему и добираемся до речного вокзала. Обилечиваемся в будке у причала и, расслабившись, идем изучать город.

Одна из главных достопримечательностей Петрозаводска - это его набережная, точнее, примерно километровый ее отрезок к западу от речного вокзала. В палатках, расположенных недалеко от причала, можно купить достаточно любопытные и редкие сувениры, например, изделия из карельской березы. В сквере, расположенном с западной стороны речного вокзала, находится памятник Петру Первому - основателю Петрозаводска.
Памятник Петру 1
Пойдем дальше вдоль берега. На длинном отрезке набережной, вдоль которого посажена небольшая роща, стоят различные памятники - подарки от городов-побратимов. Например, дерево с ухом (все пожелания записываются и передаются в соответствующие органы) или страшного вида рыбаки с неводом.
Ухо Рыбаки

Дальше, после небольшого открытого всем ветрам участка набережной, начинается царство деревянных скульптур.
Скульптуры Скульптуры
Набережная чем-то напоминает Волгоградскую - здания вдоль и той и другой строили примерно в одно и то же время. Да и спуск к воде примерно одинаковый. Только вот с солнцем здесь чуть похуже.
Набережная

Тем временем приближается момент отправления нашего Метеора. Мы возвращаемся к речному вокзалу. У причалов стоит несколько Метеоров. Можно и не угадать, какой из них наш - но нет, посадку открывают только на один из них. Среди пассажиров - много жителей соседней Финляндии, благо что ехать им сюда действительно недалеко. По пути была забавная сцена, когда русский пенсионер пытался что-то втолковать пенсионеру финляндскому. Потом плюнул на это дело - не понимает он по-нашему...
Метеор

Кижи

Дорога на Кижи занимает около 75 минут. Первые 60 из них Метеор идет по Онежскому озеру и смотреть в это время абсолютно не на что.
Просторы Онеги
Последние же 15 минут занимаются прохождением по проливам и вот там уже есть на что взглянуть. В сезон на этом отрезке маршрута вполне возможно встретить большой пассажирский теплоход (чтобы понять, что Метеор на самом деле - судно небольшое и речное).
Теплоход

Остров Кижи вытянут с севера на юг. Причал находится на юго-западном краю острова. Начиная от причала и до южной оконечности острова тянутся музейные постройки. Они обходятся часа за полтора даже в самом неспешном темпе. К действительно важным постройкам тут относится сам Кижский погост и церковь Воскрешения Лазаря - небольшая часовня почти на самом юге острова. Все остальное - более-менее стандартно, и найти это можно и поближе к Москве, например, в новгородских Витославлицах. Что же действительно поражает в Кижах - это природа. Тишина, вода, виды тут необыкновенные.
Если у вас останется время после осмотра музейной части, то стоит пройтись к северной части острова. До самого севера острова за 3 часа стоянки Метеора вы вряд ли доберетесь, а от до деревни, расположенной в центре острова, на восточном его берегу - вполне. Кроме того, от нее станет видно одну из горок на острове, и, если вы заберетесь туда - то вид будет действительно уникальный.
К сожалению, в здание Церкви Преображения Господня - главную местную достопримечательность, войти простым туристам не получится. Если то, что писала Юлия Латынина в "Новой газете" - правда, то это страшно. "После нас хоть потоп"... А судя по тому, что после этой публикации появилось на официальном сайте музея - написанное про саму церковь - очень близко к правде.

В конце концов мы прибыли на Кижи. Причал одиночному путешественнику лучше покинуть побыстрее - на нем и рядом с ним по прибытии теплоходов как собираются (уже сформированные), так и формируются тургруппы. Процесс это небыстрый и толпообразующий.
Причал
Прямо у причала стоит баржа с продмагом и почтой. Если вам нужна какая-то еда или питье - заглянуть сюда нужно обязательно - других продуктовых на территории музея нет.
Почта
Рядом с причалом находятся кассы музея. Вход для самостоятельных путешественников-россиян в 2009 году стоил, если меня не подводит память, 130 рублей с человека. В довесок к 990 рублям за проезд в одну сторону на Метеоре - самое то :(

Выйдя на территорию музея, поворачиваем направо и идем по дощатому настилу в сторону Кижского погоста. По пути встретится сувенирная изба, но туда лучше заглянуть на обратном пути, если останется время - там как раз ничего уникального не было.
Настил Настил
Кижский погост лучше снимать из-за его ограды - внутри ничего интересного вы не найдете.
Кижский погост Кижский погост Кижский погост Кижский погост Купола
Дальше вдоль берега стоят избы крестьян разной степени зажиточности.
Тюльпаны Южная сторона Изба
Обходя остров против часовой стрелки и пройдя его южную оконечность,
Юг
вы выйдете к небольшой отдельно стоящей деревянной часовенке, стоящей у дороги - это самая старая местная постройка, церковь Воскрешения Лазаря.
Часовня

Тем временем погода сжалилась над нами и небо стало проясняться. Кижский погост смотрится красиво с любой стороны - и с юга, и с востока.
Погост Погост Погост
Мы неспеша двинулись дальше вдоль берега. Тут достаточно было посмотреть в сторону воды - свежая зелень, голубая вода, облака на небе и следующие острова - картина фантастическая. На восточному берегу стоят еще несколько строений музея - избы и амбары. Рядом с одной из изб мы обнаружили деревянные качели.
Виды на воду Виды на воду Виды на воду Изба в северной части острова

На этом территория музея заканчивается - если идти дальше на север, то скоро вы доберетесь до деревянного заборчика, говорящего о том, что дальше территория музея заканчивается. Тут у вас есть выбор. Описанная мною петля проходится где-то за час. Два оставшихся часа можно неспешно бродить по территории музея. А можно пойти на север и увидеть местную деревню, а также выйти на самую высокую точку острова - на ней стоит небольшая деревянная часовня. Кроме того, здесь проходит и "экологическая тропа", вдоль которой выставлены стенды, расказывающие о местной флоре и фауне. Мы решили пойти на неизведанную местность. Вскоре показалась находящаяся у восточного берега (и невидимая из музейной территории) местная деревня, состоящая из полутора десятков неокрашенных изб (большей частью двухэтажных - по всей видимости, погреба рыть здесь нет смысла - либо вода, либо мерзлота мешает). Необычно смотрелись в деревне пара тракторов и ПАЗик. Где они там берут бензин?
Деревня Деревня

От деревни уже было рукой подать до стоящей на горке часовни.
Часовня
С вершины холма было видно на несколько километров вокруг.
Вид с холма Вид с холма
На самом севере острова мы увидели еще одну деревянную церковь, но дойти до нее у нас уже не хватало времени - расстояние до нее было примерно таким же, как и до Кижского погоста - около получаса ходьбы. Обратно мы пошли по более низкой части острова - по тропе через луга.
По пути от часовни
Она вывела нас обратно к кассам музея. Оставшиеся до отправления Метеора минут 20 мы потратили на посещение почты (с удивительно неплохим выбором местных открыток) и продуктового магазина (цены ломовые!), находящихся на барже рядом с причалом. Кстати, не знаю, есть ли где-то еще в России такая почта на воде.

Большую часть обратной дороги я провел на открытой части Метеора. Если на Кижах народа там было немного (видимо, впечатлений набрались, а может посидеть захотели), то к Петрозаводску на открытой палубе случился форменный аншлаг. Сразу скажу, что вид Кижского погоста с воды испорчен вишневой крышей стоящего рядом с ними зданьица...
Погост с воды
С восточной стороны погоста (на фото - сзади погоста) построить его, конечно же, не могли. Пока корабль идет между островами, то можно порассматривать стоящие то тут, то там вдоль берега деревни (или их остатки).
Проливы
Выйдя же в открытое озеро, остается лишь дышать чистым воздухом (с небольшим запахом дизельного двигателя Метеора).

Петрозаводск, обратная дорога

В Петрозаводске же погода и не думала меняться - стояли все те же утренние серые тучи и было все также свежо. Когда мы были уже совсем близко к городу, я сделал несколько его планов с воды (порядок кадров - с юга на север, соответственно направлению движения):
Петрозаводск Петрозаводск Петрозаводск Петрозаводск

В Петрозаводск мы вернулись около 5 часов вечера. Если вы в этот день возвращаетесь в Москву, то у вас остается всего около двух часов до уходящей в 7 вечера "Карелии". Если же Вам нужно в Спб, то 11 вечера у вас еще очень много времени. Поэтому мы поднялись от речного вокзала в горку, прошли через площадь, находящуюся наверху, и вышли к памятнику четырем людям из анекдота - Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Прямо рядом с ним находится кафе с вводящим в заблуждение названием "Яблочное". Несмотря на детское название и соответствующую витрину, у кафе есть лицензия на спиртное :) Кроме того, в их меню есть достаточно качественные первые и вторые блюда.
Памятник У кафе

Посидев в кафе, мы пошли в сторону уже известного нам по прошлой поездке кинотеатра "Калевала" (Первомайский проспект, 2). В центре города мы нашли два кинотеатра - "Калевалу" и "Победу". "Победа" находится прямо на проспекте Ленина, но она однозальная. В "Калевале" же два зала, поэтому у вас увеличиваются шансы ждать не так долго, если вы пришли в произвольное время. Кстати, оба раза, когда мы там были, расписание сеансов данного кинотеатра, найденное перед поездкой в интернете, нас подводило - в указанное время шел другой фильм.

Из кинотеатра мы вышли около 10 часов вечера. На улице было также светло, как и в 7 вечера, когда мы туда пришли... Мы двинулись в сторону вокзала. На улицах было практически также многолюдно, как и днем. Гости с юга все так же торговали овощами в палатках. Жизнь во время белых ночей замирать в городе не хотела.
Поздний вечер

На перроне, у первой платформы, уже стоял состав нашего поезда 657 Петрозаводск-Спб. Новыми вагонами в нем, конечно, и не пахло, но старые пытаются содержать в порядке. Пассажиропоток в этом поезде большой, но с учетом его короткого маршрута и нефирменно-пассажирского статуса, содрать больших денег с пассажиров РЖД не в состоянии - поэтому нам приходится ездить на том, что дают.
Поезд 657 СВ в поезде 657

Уже после отправления (в 23-00), я сделал пару снимков за окном. В купе в это время можно было спокойно читать без света. Данный поезд не очень хорош тем, что до Питера он идет всего чуть больше 8 часов. А с учетом того, что вагоны в нем старые, и, поэтому, есть санзоны, то на сон остается в лучшем случае часов 6 с половиной.
Платформы Петрозаводска Пяжиева Сельга

На следующий день мы с питерскими друзяьми поехали в Петергоф, а потом вернулись домой на самолете (в те милые времена S7 еще продавала билеты по 1540 рублей меньше чем за неделю до вылета).
Фонтаны Петергофа

19. 11. 2010 г.

Hosted by uCoz