Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в путешествия по России и Украине |
Мысли о посещении Мурманска у меня витали еще с весны 2009 года. Доходы тогда уже позволяли заплатить за 2 билета до Мурманска и обратно - но за купе. За СВ платить мешали жаба зеленая обыкновенная и здравый смысл. Мучал меня и вопрос о том, когда совершить эту поездку: зимой, когда есть шансы увидеть своими глазами северное сияние (а заодно и посмотреть на то, как бывает темно в полдень); весной, чтобы было не так холодно, уже был длинный световой день, но еще сохранялась зимняя суровость местной природы; или летом (тут главное угадать с днем, когда наступит это короткое северное лето :) ), когда город будет в цвету.
Ключевой вопрос в поездке в Мурманск - это стоимость проезда. Самый дешевый способ добраться туда - это плацкарт поезда 381/382. Но он прелестен своими старыми вагонами и остановками у каждого столба между Петрозаводском и Мурманском. В 1.5 раза дороже проезд в плацкарте ныне фирменной "Арктики" 15/16 - но там пассажир плолучает новые "премиумные" плацкартные вагоны (смешно слышать это словосочетание, ну да ладно). Дальше по цене примерно вровень идут купе Арктики и самолеты Мск-Мурманск. Ну и лидирует СВ Арктики - на момент нашей поездки проезд в нем стоил около 9000 рублей с человека в одну сторону.
Раз в год РЖД объявляет дни неслыханной халявы. Этот аттракцион случается последние 2-3 года.
В разные годы, на поезда, отправляющиеся 8-9 или 8-10 мая РЖД предоставляет скидку на купе
и СВ в размере 55%. Вот на эти дни любители покататься и планируют свои самые затратные марш-броски.
Особо богатые временем отправляются в эти дни во
Владивосток на поезде :)
Мы же в 2009 году прокатились туда-обратно в Кисловодск на дорогущем "Кавказе", а вот в 2010
году было решено поехать в Мурманск в СВ (да, все равно недешево, но сэкономлены 20 000 рублей).
Для любителей покатушек в формате выходных Мурманск не очень приятен. Вот уже пару лет в аэропорте
Мурманска идет ремонт взлетно-посадочной полосы. Из-за этого там практически нет дневных рейсов (это
не совсем так, но то, что есть все равно не удобно). Основная масса рейсов прилетает в Мурманск вечером,
а вылетает обратно рано утром (часов до 8 утра). Соот-но, при условии полета на самолете нужно закладывать
в расходы гостиницу.
Поезда Москва-Мурманск - это тоже песня... Круглогодично идут 2 поезда - 15/16 Арктика и 381/382
укаждостолбный. Второй отправляется из Мск в 20-45, первый - в час ночи. После Петрозаводска второй начинает
считать столбы и прибывает в Мурманск он всего лишь на час раньше Арктики - в 11 часов (Арктика - в 12).
Из Мурманска они отправляются также парой - Арктика в 19-35, а второй поезд - в 18-48. Арктика приходит в
Москву в 07-29, а нефирменный - в 11-10.
Летом к этим поездам добавляются еще пара сезонных, но и они имеют очень похожий график. Знающие люди
писали, что это связано с тем, что мурманские железнодорожники хотят, чтобы все пассажирские поезда проходили
у них пачкой, а дальше было боооольшое окно.
Поезда выглядят более удобным вариантом посещения Мурманска одним днем. Восьми часов на осмотр города хватить,
в принципе, должно.
Итак, приехав на Ленинградский вокзал к половине двенадцатого ночи, мы понаблюдали за отправляющейся "Красной
стрелой" и прибывающим вечерним "Сапсаном".
Народ весело фотографировался напротив ближней к вокзалу головы "Сапсана".
Аж в очередь выстроились желающие сняться... В конце концов, подали и наш состав. Он, за исключением
вагона-ресторана, полностью состоял из "премиумных" вагонов. К сожалению, в качестве вагона СВ был подан
купейник с поднятыми полками. Мы уже сталкивались с этими безобразием раньше... Как минимум пассажир в таком вагоне
лишается боковых зеркал, а также получает шанс того, что в пустых купе окажутся зайцы в купейном формате
(4 ушастых на купе). Сразу после отпавления к нам прибежала тетушка из вагона-ресторана и спросила, что мы будем
кушать днем (и поинтересовалась, не до Питера ли мы - видимо, хотела сухпаем наградить вместо обеда) - один
рацион питания у нас был включен в билет. Уже не помню, что мы заказали, но помню, что был заказан суп из трески.
Так вот - суп из трески в мурманском поезде ну очень тоскливый.
Лирическое отступление. На платформе, у нашего вагона, стояли мужчина и женщина лет 55-60. Мы немного подслушали их разговор. Смысл был такой - "Вот народ с кучей вещей едет, не то, что мы, опытные путешественники, почти налегке". Потом мы увидели, что эти "опытные путешественники" взяли билеты в купе у туалетов. А вакуумные туалеты в новых вагонах шумят очень сильно :)))
До Питера мы проспали. В городе мы полюбовались на Неву с моста и на то, как выглядит Ладожский вокзал
на подъезде к нему. Ну а больше особо красивого там с путей ничего не видно.
Небольше лирическое отступление. Когда мы выезжали из Москвы, то там было почти 25 градусов тепла. Деревья уже
были вовсю зеленые. В Мурманске же нам обещали плюс 5 (посему с собой были захвачены свитера и правильные ветровки).
Так вот - в Питере и прямо за ним зелень была заметно бледнее. Весна там только наступала.
И это было только после 650 километров пути (из 2100).
Как известно, Нева соединяет Ладожское озеро и Балтийский залив. В Санкт-Петербурге мы пересекли Неву по мосту
и оказались севернее нее. Железная дорога же огибает Ладожское озеро с юга и с востока. Поэтому нам предстояло
пересечь Неву и во второй раз, вернувшись на ее южный берег. За пределами Спб ширина реки действительно поражает:
Проехав еще сотни полторы километров, мы добрались до станции Волховстрой.
Прямо за этой станцией, после моста через реку Волхов (мы еще встретимся с ней в июне в Великом Новгороде),
пути разветвляются -
на восток уходит ветка на Вологду, а на север - на Петрозаводск и Мурманск. В самом начале этой мурманской ветки
находится станция с замечательным названием "Мурманские ворота".
Хорошие такие ворота, в 1300 км от города. Для
сравнения, это все равно, что если бы существовала станция "Киевские ворота", находящаяся в Нижнем Новгороде.
По мере движения на север зелени в лесах становилось все меньше,
а воды (как мне тогда казалось) становилось все больше.
Наконец, километрах в 50 от Петрозаводска, на южных сторонах полянок (туда солнце не попадает) стали
появляться сугробики снега.
А в Москве в это время стояла жара. Зелень на деревьях и трава к этому же моменту
практически полностью пропали. Немного в шоке от снега мы подъехали к Петрозаводску. Тут нас ждал новый шок.
По пути к вокзалу, железная дорога петляет по Петрозаводску. С некоторых точек пути хорошо видно Онежское
озеро. Так вот, на озере было что-то странное. Мужчина, стоящий рядом, буднично развеял наше недоумение -
"Лед на озере все еще стоит". Ну да, если в лесу еще есть снег, то почему не быть льду на воде?
Петрозаводск, наряду со Свирью (смена локомотива, стоянка не менее 25 минут, магазины в северо-восточном углу
станции) и с Медвежьегорском (мы до него еще не доехали - там на платформе открыты палатки под все проходящие
дальние поезда), является точкой запасания продуктами на оставшуюся до Мурманска часть пути. Стоянка у поездов
в Петрозаводске - не менее 25 минут. Палатки на платформе содержат немудренную снедь по завышенной цене, но на
противоположенной от вокзала стороне площади есть вполне нормальный продуктовый. Ходу до него - не более
3-4 минут.
В вагоне, после здешней высадки, почти половина купе оказалась свободными - видимо, не все успевают (или
могут) взять билеты на НЕфирменную "Карелию", идущую 6 часами раньше, и, поэтому, едут домой на "Арктике".
Еще одно лирическое отступление. В соседнем купе ехал мужчина, перед Петрозаводском проговоривший по мобильнику
часа так два. Из подслушанной речи стало ясно, что планировал он уехать домой как раз на "Карелии", но он
не обратил внимание, что она стала отправляться из Москвы на час раньше незадолго до описываемого времени
(из-за запуска Сапсанов). Так вот, приехал он на вокзал, увидел, что поезд стоит на платформе, и неспешно
двинулся за пивом и газетой (ясное дело, он думал, что у него еще больше часа). По возвращении на платформу он
обнаружил, что поезд ушел :) Вот и пришлось сему товарищу брать билет на ночную "Арктику" - ничего более раннего
до Петрозаводска не было.
Здесь заканчивался и ранее объезженный нами кусок жд.
На автобусе мы добирались до Кондопоги, но дальше
Петрозаводска по жд мы не забирались. Жд и автодороги между Петрозаводском и Кондопогой идут параллельно
друг другу, то подходя вплотную, то расходясь на несколько сотен метров. Поэтому многие места нам
все еще показались знакомыми. Где-то здесь на небе появились облака (южнее всю дорогу было безоблачно),
сразу перешедшие в сплошную облачность. Скажу наперед, что солнце мы увидели только на обратном пути,
и также - примерно здесь. Теперь север выглядел правильно - еще без снега, но уже без зелени, и с плотной
облачностью.
В Кондопоге мы уже были в сентябре 2008 года. Тогда мы доехали досюда на автобусе. С поезда удалось посмотреть
на город под немного другим углом зрения. В первый наш визит сюда мы увидели только постаревшие дома
сталинской постройки. В этот же раз обнаружили, что тут есть жилье и поновее.
Только в этой поездке я осознал, сколько же воды в северной Карелии и в Мурманской области. Да Ладога с
Онегой - это огромные озера, и запасы воды в них сравнимы со всем остальным, что находится в этих краях, но все же
они не производят того впечатления, которое остается от постоянных рек и озер, встречающихся
путешественнику севернее Кондопоги.
От Петрозаводска до Медвежьегорска жд проходит относительно недалеко от Онежского озера. Но увидеть само озеро
можно только на подъездах к этим станциям.
Медвежьегорск запомнился нам лесобазой на берегу озера, а также симпатичным деревянным вокзалом.
А вот прямо за этим городом нас ждал новый шок - буквально незадолго до нас
тут выпал снег, и в лесу он лежал уже гораздо более равномерно. До конечной точки путешествия оставалось еще
километров так 700-750. Я аж засомневался, правильно ли я решил с одеждой, если снег мы обнаружили уже
здесь?
Небольшое отступление. Карелия - этой край лесов. Хотя здесь и хватает камня, но основной строительный
материал здесь - это лес. Деревенские дома здесь практически все построены из бревен - лес бесплатен и у тебя
под боком. Однако, и небедная МПС (сомневаюсь, что РЖД приложила руку к этим вокзалам) строила вокзалы
в этих краях главным образом из дерева. В некоторых местах мы нашли даже деревянные платформы.
Дорога после Медвежьегорска лежит в краю озер.
Одно из них тянулось несколько десятков минут
нашего пути, вплоть до следующей большой станции на нашем пути - Сегежи.
Вскоре после Сегежи стемнело окончательно. Через час мы легли спать.
Когда я проснулся рано утром на следующий день, то картина за окном была очевидной - на дворе конец зимы.
Нет, снег
был не по колено, но он лежал на открытой местности то здесь, то там. Озера, которые были видны с дороги,
стояли подо льдом от самого берега (на обратном пути на одном из этих озер на льду мы увидели легковушку - это
может быть критерием того, что лед еще был толстым - вряд ли местные жители стали бы рисковать машиной).
Деревни, изредка стоявшие вдоль дороги, большей частью казались заброшенными, хотя кое-где у народа были даже
теплицы.
Да, в этих краях необходимо жить
в городах. Продовольствие в эти широты завозить необходимо. А у нас впереди было еще 6 часов пути.
После станции Апатиты мы увидели впереди горы. Они стояли полностью в снегу. Да, я читал, что здесь горнолыжный
сезон закрывают в мае, но поверить в это было трудно. Кстати, если верить картам, то высота одной из этих гор -
более 1000 метров. Вполне сопоставимо с горами в Кисловодске. Однако, отдыхать сюда ездят не так активно :)
С северной стороны этих гор наша дорога какое-то время
пролегала по лесу. И тут до меня дошло, что лес то карликовый. Вроде деревья и такие же, но как будто уменьшенные
в несколько раз. Не разрастешься тут за короткое северное лето!
А вот этот кадр, наверное, лучше всего показывает погоду, царившую в тот момент на Кольском полуострове. Горизонт
на фотографии теряется уже в нескольких метрах от поезда.
Дальше наш путь долгое время шел в долине достаточно крупной горной реки, под названием Кола.
В каких-то местах она была полностью
свободна ото льда, в каких-то - полностью покрыта им.
В конце концов, эта река вывела нас
в Мекку любителей
американского безалкогольного газированного напитка - жд станцию Кола, находящуюся в городе Кола, где река
Кола впадает в Кольский залив.
Залив предстал нам несколько в неприглядном виде - был отлив (это я потом
сообразил), и побережье было все в черной грязи и камнях (очень оправдывая название американского напитка).
Вдали же показался мост через Кольский залив. Из-за того, что мост невысок, его размеры не очень впечатляют.
Однако же, с длиной в 2500 метров, он находится в списке самых длинных мостов в России. Построен он, насколько
мне известно, для улучшения связи с пограничными пунктами на границах с Норвегией и Финляндией.
Вскоре после моста мы уже ехали по Мурманску. Мурманск - это город сопок. Железная дорога, хоть и идет
вдоль Кольского залива, но проложена на некотором возвышении, по склонам сопок. Поэтому с нее хорошо видно,
что находится вдоль залива. Там мы увидели и авторынок, и стоянки кораблей (особенно хорошо смотрелась
вот эта, где корабли выстроились по росту), и нефтеналивной терминал.
Наконец, мы прибыли на жд вокзал Мурманска. Вокзал находится на склоне одной из сопок. Поэтому само
здание вокзала находится находится выше вокзальных путей. Путей, кстати, немного - всего три. Уж не знаю, из-за
небольшого движения ли, или из-за того, что за путями продлжается склон.
Грузовой парк за станцией (севернее
нее) - вполне значительных размеров. Температура воздуха в городе к нашему прибытию поднялась до плюс 5 :)
Первым делом мы решили сходить к морскому вокзалу. Он находится налево и чуть вперед относительно движения прибывшего в Мурманск поезда. Из самого вокзала сейчас, похоже, ничего уже не отправляется. Чуть севернее по причалу есть место отправления катера на противоположенный берег Кольского залива (район Абрам-мыс). Туда же, в принципе, ходят и автобусы из города (по ранее упомянутому мосту).
У причала рядом с речным вокзалом была толпа народа. Как мы выяснили через несколько минут, люди ждали парада.
В этих краях солдаты маршируют, простите, корабли идут по Кольскому заливу. Кроме того, у берега стоял
ледокол "Ленин" (он там постоянный житель) и военный корабль "Кондопога" (очень к месту название).
Однако,
вскоре к толпе подошел полковник в милицейской форме и стал обхяснять людям, что они не правы, тут ничего не будет.
А будет всё напротив "Алеши" (это главный местный памятник, про него речь пойдет дальше).
Объяснял
он это всё без матюгальника, подходя по очереди к каждой группе людей. Услышав эту новость, мы двинулись
обратно в сторону города. Выйдя к автобусам, мы обнаружили, что нужное нам направление пользовалось в тот
момент дикой популярностью. Лезть в переполненный автобус особого желания у нас не было, поэтому мы пошли
в нужную сторону пешком.
Если встать спиной к вокзалу, то прямо перед нами будет короткая улица, ведущая к центральной прощади
города - площади Пяти Углов. По всей видимости, она получила такое название за то, что от нее расходятся
5 улиц :)
В честь праздника площадь и прилегающие части этих улиц были перекрыты. Взяв нужное направление, мы пошли
по одной из этих улиц. В конце улицы была странная картина - две панельные 9-этажки, стоящие друг над другом -
улица упиралась в сопку.
Ну а наверху сопки нас ждал памятник "Алеша". Как мы чуть позже поняли, наверху,
да не этой сопки, а той, что стоит сверху этой... Аборигены достаточно легко обгоняли нас в подъемах
на них - если ходить в такие горы каждый день, то скоро перестанешь обращать на них внимание.
В конце концов, мы добрались до "Алеши".
Он действительно стоит над городом - отсюда виден весь Мурманск.
Если идти от вокзала, как шли мы, до есть два пути на эту сопку. Первый путь короткий - по грунтовой дороге
сразу вверх. По ней шагало много местных жителей, и мы решили последовать их примеру. Дорожка оказалась
несколько грязной - это раз, и кое-где нужно было идти по мху - это два. Чем неприятно хождение по мху?
В него проваливаются ноги, а кроме того, под ним может быть лужа - и наступив на вроде сухой мох, на самом деле
ты наступаешь в возможно глубокую воронку с водой.
Второй путь - длинный - он начинается с обратной стороны не только сопки, но и прилегающего к ней озера. Но
зато он асфальтированный. Им мы воспользовались на обратном пути.
По доброй российской традиции, вход на парад был только по приглашениям. Местные шишки орали в матюгальник,
установленный у основания памятника, обращенного к заливу, а матросы с кораблей делали вид, что слушали
все это. Почти вся территория вокруг памятника была оцеплена и для прохода вовнутрь оцепления был нужен пропуск.
Мы же пришли абсолютно вовремя - торжественная часть как раз закончилась, и оцепление только что сняли.
Корабли же были вполне на месте - прямо напротив памятника.
Сам памятник стоит на возвышении. Залив же удобнее снимать с чуть более низкой точки сопки, за которой сопка начинает
резко обрываться в сторону залива. Проблема была в подходе к этой точке - склон обильно порос мхом и нужно
было очень внимательно идти, чтобы не черпануть воды обувью - лучше за кем-то :)
Сняв корабли, друг друга, "Алешу" и панорамы Мурманска,
мы решили идти к следующему пункту нашего путешествия - мурманскому океанариуму.
Содержатся тут исключительно представители
семейства ластоногих - нерпы, тюлени и т.д. Здание в форме белой полусферы находится недалеко от берега озера,
расположенного у подножия "Алеши".
Билеты в океанариум не очень дешевы - 400 рублей за взрослый билет плюс 100 рублей
за съемку. Однако, представления идут три раза в день пять дней в неделю (по-моему, кроме понедельника
и вторника), при условии, что продано хотя бы 3 билета (это по слухам).
На нашем сеансе было человек 20. При зале, расчитанном мест на 45, вполне нормально.
Само представление
идет 45 минут. После него можно (за отдельные деньги) сфотографроваться с морским зайцем. Шоу сделано
действительно хорошо - начинается с показа лазерной заставки (около 5 минут) на пущенном в зал дыме, затем
по очереди выступают разные обитатели океанариума. Они показали такие способности, в которых мы даже заподозрить
их не могли. Вообщем, посетить это шоу стоит обязательно. К сожалению, основная часть была отснята на видео -
при местном приглушенном свете будет слишком много смазанных фотографий. Но зайца-гитариста мы все-таки сняли.
Выйдя из океаннариума, мы почувствовали на себе прекрасную мурманскую погоду - с неба шел проливной снег. Нет,
не проливной дождь со снегом, а огромные снежкинки, как будто слепленные из нескольких десятков
привычных нам снежинок.
Намокнуть под таким снегопадом было не сложнее, чем под хорошим дождем. В этой части города
нам делать было уже нечего, поэтому мы побежали к следующей местной достопримечательности -
мурманскому троллейбусу. Это самый северный город с троллейбусами в мире. А мы проехали на самом северном
его маршруте до центра города. Пока мы ехали, снег закончился. По улицам текли ручьи такой же силы, как в средней
полосе России - после ливня. Мы же пошли на площадь Пяти углов, чтобы пообедать в кафе с самой лучшей в городе
кухней (по мнению интернета) - "Торро". Кухня там, действительно на высоте. Не хуже и все остальное.
Цены тоже на высоте - суп, салат, стейк из австралийской говядины (надеюсь, что не мурманского розлива) и
бокал вина - около 3000 рублей на двоих.
Дальше мы пошли гулять по городу, тратя оставшееся до поезда время. На центральной улице города висели
перетяжки с именами местных ветеранов. Внукам этих ветеранов не мешало бы пользоваться услугами корректоров.
На город тем временем спускался туман - девятиэтажки на сопках пропали из поля зрения. Интересно, какой был вид
из их окон?
Недалеко от вокзала мы наткнулись на единственное каменное здание в Мурманске, уцелевшее во время ВОВ.
Едва отъехав от вокзала, мы увидели сопки противоположенного берега Кольского залива - на них тоже спустился туман.
Зато Кольский залив теперь выглядел по другому - был прилив:
Недалеко от Мурманска у нас, видимо, была галлюцинация - дом, покрытый черепицей! Но это же не Светлогорск
и не Карпаты...
В этот день Солнце упрямо не хотело заходить за горизонт. Через полторы недели на широте Мурманска уже должна была начаться полярная ночь (белые ночи уже начались). В полночь все еще можно было читать без света, к часу ночи все-таки стало темно. Когда я проснулся в пол-четвертого утра, то было уже светло (но и мы были более чем в 500 километрах южнее Мурманска).
Практически всю дорогу до Петрозаводска мы ехали в туманах различной плотности.
А южнее Петрозаводска мы попали под грозу. Вот тут она только собирается:
На Свири мы встретили один из первых в сезоне пассажирских теплоходов:
А над Питером наблюдали красивый закат:
В 7-30 следующего утра мы прибыли на Ленинградский вокзал Москвы.
07. 11. 2010 г.