Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в путешествия по России и Украине |
В сентябре 2009 года мы осуществили, наверное, самую сумашедшую поездку выходного дня из всех, какие можно осуществить в России. В течении 48 часов мы зашли в аэропорт Внуково, долетели до Владивостока, погуляли по нему около 10 часов, доехали ночным поездом до Хабаровска, погуляли там часа 3-4, сели на самолет и долетели до Домодедово. Ну и вышли из дверей аэропорта Домодедово :)
На билеты у нас тогда ушло чуть меньше 13000 рублей на человека на самолет (примерно 7000 до Владивостока, около 6000 из Хабаровска). Кроме того, СВ фирменного "Океана" стоило в районе 5000. Кстати, тогда в Океане ходил вагон "мест 12" и его купе стоило 12000. При нынешней политике цен на билеты в такие вагоны купе в нем может быть даже выгоднее, чем 2 места в СВ.
За свои деньги на Дальний Восток сейчас гораздо разумнее лететь, чем ехать на поезде. В течении долгого времени билеты на самолет в те края стоят дешевле билета в купейный вагон поезда. Особенно, если этот поезд - фирменная "Россия" (Москва-Владивосток). Выбор самолетов в те края обычно ограничен Аэрофлотом, Трансаэро, "Владивостокск авиа" (если они еще не слились с Аэрофлотом). Раньше до Хабаровска из Москвы летали S7, теперь ими в те края можно долететь только с пересадкой в Новосибирске (экономически это не разумно - прямые рейсы продаются дешевле).
Лететь лучше поздней весной (после 9 мая) или осенью. В 2009 году чем позже осенью ты собирался лететь, тем заметнее падали цены. Летом в те края лучше не лететь - разоришься. А если лететь - так уж сразу на Камчатку :)
Итак, в 2009 году мы летели на
Airbus-330
"Владивосток авиа".
В тот момент это был их
единственный такой борт. Немного позднее они заполучили второй такой же и пустили его на рейсы
Хабаровск-Москва. Наш рейс был беспосадочный. Кроме него, у владивостокцев был и рейс на Ту-204 с
дозаправкой в Абакане. Судя по наличию пепельниц в самолете, ему было уже около 15 лет.
Тем не менее, он был все равно гораздо удобнее любых ближнемагистральных бортов или Тушек.
Вылетели из Внуково мы около 5 часов вечера. Около 8 часов в воздухе - и на часах уже
9 утра во Владивостоке. Как это не кажется на первый взгляд странным - ежедневный рейс на Москву
оборачивался этим одним бортом с 5 часовой стоянкой во Владивостоке и 3 часовой в Москве.
Аэропорт Владивостока
удивил встречающими на внутреннем крыльце аэровокзала. Само здание было
явно не так давно полностью реконструировано.
В аэропорту обнаружили ларек с различными морепродуктами.
На подарки, думаю. Цены неприятно поразили, хотя я и знал, что в официальных точках продаж на дешевизну
рассчитывать не надо. Год спустя мы везли из Южно-Сахалинска крабовые фаланги - вот тогда мы узнали о
настоящем искустве упаковки рыбопродуктов - как довести их не разморозив за 10 часов :)
От аэровокзала во Владивосток можно добраться двумя путями - прямым автобусом, минус которого состоит
в том, что он ходит не очень часто или через соседний город Артем, из которого постоянно в аэропорт
курсирует местный автобус. С автовокзала Артема же доехать до Владивостока особой проблемы не составляет.
Прямой автобус мы упустили, поэтому пришлось ехать через Артем. Автобусы в этом регионе в подавляющем
большинстве китайско-корейско-японские с переделанной дверью, но не снятыми наклейками и табличками в
салоне (таблички ГИБДД не интересуют). Москвичи (мы) были практически в восторге от такого
местного колорита :) Час толкания по местным дорогам (пробки не хуже, чем на выезде из
Москвы в пятницу вечером) и мы доехали до центральной площади Владивостока, которая так и называется -
Центральная площадь.
Что нужно москвичу, физиологические часы которого показывают часа 4 утра, но глаза которого
видят яркое солнце и очень погожий день? Правильно, ему нужно помыть кроссовки в Тихом океане.
К тому моменту мы их уже мыли в Тихом океане в Австралии, но не упускать же такой случай! Благо,
набережная и местный ЦПКиО тут совсем неподалеку.
Погода в то утро (а также день и вечер) была практически безветренная. Перед нами расстилалась гладь
Тихого океана. Сан-Франциско, находящегося с другой стороны океана, к сожалению, видно не было.
Местные предприимчивые ребята рядышком сдавали катамараны на прокат. Конечно же, надо прокатиться!
Местная русалка наблюдала за другими катающимися :)
Покатавшись, мы пошли дальше вдоль берега изучать, чем еще могут удивить нас местные жители. На причале
неподалеку набрели на "часовую экскурсию по бухтам и заливам Владивостока". По момему опыту,
это хороший способ убить время, если расписание посещения города не очень плотное. И наоборот, если времени
на город мало, то тратить его на водный транспорт обычно не разумно (исключение - "Ракеты" на Петергоф).
Как я и подозревал, проку от экскурсии не было - посмотрели на береговую линию города и посмеялись от
дрессированной собаки одного из пассажиров.
От парка отдыха мы двинулись в город. На местном "Арбате" -
улице адмирала Фокина
(видимо, героя известного анекдота)
нам встретилась демонстрация
местных фриков, гиков и прочей молодежи. Чего они хотели - понять не получилось. Наверное, много бесплатного
китайского пива.
Вскоре мы вернулись обратно на центральную площадь города, к памятнику приморским партизанам. Площадь порадовала
нас обилием цветов. Ну еще бы местная администрация, чья башня находится рядом, обижала себя...
Отсюда мы решили пойти в противоположенную сторону по Светланской улице, идущей параллельно линии берега,
но на некотором отдалении от него. Тут мы выяснили, что злые китайские челноки абсолютно игнорируют
нужды местных женщин и детей. Зато рыбы в этих краях хоть отбавляй и ею выкладывают тротуары.
Увидев красивую арку в старорусском стиле в одном из парков, отделявших нас от берега, мы решили свернуть туда.
Переулок неподалеку тоже здорово напомнил переулки Золотого кольца.
Прямо за парком нас ждал сюрприз -
подводная лодка, выбросившаяся на берег.
В музей, находящийся в ней, решили не идти - и так ночь не спали, а от музея совсем уснули бы. Рядышком, у берега,
стояли несколько военных кораблей. Впрочем, там этого добра действительно навалом.
Отдохнув немного, мы вернулись обратно на Светланскую улицу, а затем свернули с нее еще дальше от берега,
на одну из сопок. Нашей целью в тот момент был владивостокский фуникулер, но пока мы поднимались, как-то
решили к нему не идти... Наверное, сыграла свою роль крутизна местных сопок. Я попытался предствить себе
вот эту горку зимой, во льду и не смог понять как в таком случае по ней смогло бы забраться вверх что-то не
гусеничное и весом легче 10 тонн.
Вместо фуникулера мы решили добраться до вершины ближайшей к берегу сопки. Занятие оказалось довольно
увлекательное: в одном месте пришлось свернуть с улицы во дворы многоэтажных домов, пройти сквозь них, пробраться
практически через огороды за последним из этих домов, и, наконец, выбраться на вершину сопки, довольно хорошо
удобренную битым бутылочным стеклом. Наверное, здесь очень романтично встречать восход с ящиком пива :)
Тем временем часы начали уже показывать поздний обед, и мы решили возвращаться обратно в центр в поисках какого-нибудь приличного кафе. Приличное итальянское кафе нашлось, но вот с гуманостью цен у них было совсем плохо...
После обеда нас как-то разморило... Решили пойти обратно в сторону парка, куда мы вышли в самом начале дня.
Попутно прошлись по местным продуктовым магазинам. Что меня тогда поразило в них, так это наличие хорошего
ассортимента московских конфет (это первое) по ценам, только слегка отличающимся от московских (это два).
Вспомнилась где-то прочитанная статья о том, что в советские времена товарные вагоны старались пустыми по
стране не гонять - если чего-то привезли из пункта А в пункт Б, то и из пункта Б тоже желательно что-то вывезти.
Задумался, что можно везти в сторону Москвы с Дальнего Востока. В голову пришли только японско-корейские машины и
рыбопродукты. Как везти в соответствующих вагонах в обратную сторону конфеты - придумать не смог.
Ближе к 8 вечера пошли в сторону жд вокзала. Несмотря на то, что в Мск в это время был полдень, спать все
равно хотелось. Напротив жд вокзала стоял главный дальневосточный Вовка. Он явно увидел чего-то интересное в заливе
за жд вокзалом. На стене дома рядом с памятником висела знаменитая табличка, гласящая о том, что
Владивосток то город нашенский.
Жд вокзал Владивостока
располагается впритирку к морскому вокзалу. Наверное, это судьба всех городов, расположенных
на берегу моря и одновременно на сопках. Сам жд вокзал снаружи выглядит как терем в древнерусском стиле
(реконструкция 94-96 годов).
С пешеходного моста жд вокзала
открывается та самая панорама города, которую обычно используют как фон Владивостока в новостях
(аналогичная панорама в Киеве - это вид на Майдан).
Внизу на платформе стоит столб - мечта многих путешестенников по России: "Здесь заканчивается Транссиб. Расстояние
от Москвы 9288 км". Как раз за неделю до этого мы ехали вечером с Ярославского вокзала в Иваново. Меня не покидала
шальная мысль передать чего-нибудь самому себе с проводниками уходившего примерно в то же время поезда на Владивосток
(240ой летний). Он как раз должен был прийти к дню нашего прилета во Владивосток. Только я еще успел отработать
за это время неделю на работе :) Возвращаясь к Владивостоку - фотографирование у этого столба было просто
обязательным :)
Состав нашего поезда, "Океана", состоял в тот момент из довольно новых вагончиков, ничего старше 5-6 лет в нем
не было. В хвосте поезда был прицеплен вагон "мест 12". На эту поездку билеты я покупал через интернет и распечатывал
в новых на тот момент автоматах по печати билетов, стоявших тогда только на нескольких вокзалах Москвы. Мне была
интересна реакция проводницы вагона СВ во Владивостоке на такие билеты. Реакция оказалась вполне нормальной - их
инструктировали, что такие билеты теперь теоретически могут появляться. Да и практически, по ее словам, у нее
уже были московские пассажиры с такими билетами. Да, жаааль :) Ну ничего, в 2010 году мы таки оторвались с такими
же билетами на Сахалине, при поездке из Южно-Сахалинска в Корсаков на поезде 123 Томари-Корсаков.
Сахалинские проводницы таких "чудес" не видели и попросили у меня билеты в качестве сувенира :)
СВ "Океана" было отделано в морской тематике: на одной стене висела стилизованная карта, на другой - зеркало в
форме иллюминатора и барометр. Несмотря на то, что это был поезд в ночь с субботы на воскресенье (я ожидал,
что СВ в этот рейс будет довольно пустым), вагон был полный - большую его часть заняли люди, ехавшие в Хабаровск
на какую-то конференцию (интересно, где оплачивают проезд на конференции в вагонах СВ???). Да, сортир в этом
вагоне был модели "дырка в полу", из-за чего пришлось ждать его открытия до выезда из города, тратя минуты и
без того недолгого сна. Я еще раз пожалел, что таки не взял стоивший всего на 20% дороже билет в ВИП.
Через 10 с половиной часов, чуть позже 7 утра (сейчас этот поезд идет ровно 11 часов и прибывает в 8:30), проехав 767 километров, мы прибыли на жд вокзал Хабаровска. Да, на карте России эти города кажутся гораздо ближе друг к другу... Получается, что этот поезд - один из самых быстрых на сети РЖД. Особенно стоит учитывать, что дорога по Приморью изобилует поворотами и перепадами высот, в отличии от линии Мск-Спб. Да и остановок у "Океана" побольше чем Тверь и Бологое.
На
вокзале Хабаровска
мы закупились открытками и магнитами с видами города. Выбор там был на удивление хороший.
Навскидку такой же разнообразный ассортимент я могу припомнить только на вологодском вокзале.
В отличии от Владивостока, погода тут была заметно свежее. Можно даже сказать - морознее. Нашей основной целью в Хабаровске был Амур и его набережная. Увидеть больше я не рассчитывал, так как было необходимо появиться в аэропорту к началу регистрации и занять хорошие места. До начала регистрации у нас было не больше 3 часов.
Лицом к вокзалу стоит памятник землепроходцу
Ерофею Павловичу Хабарову.
В его честь, судя по всему,
помимо станции Хабаровск названа и находящаяся в Амурской области станция
Ерофей Павлович.
К Амуру мы пошли по начинающемуся прямо от вокзала Амурскому бульвару. В его верхней части
по краям бульвара проложены трамвайные пути. Несмотря на воскресенье, трамваи ходили очень часто
(другое дело, что они были разных маршрутов). Разнообразие местных трамваев приятно порадовало глаз.
Бульвар, кстати, был настоящим бульваром - широченным, зеленым, с высаженными цветами.
Вскоре я обратил внимание на то, что на небе постоянно висят следы от реактивных самолетов. Причем часто - по
несколько штук и примерно по одной траектории. У нас столько не летают. Неужто это китайские рейсы в Штаты
идут тут с такой частотой (или это японцы в Европу летают)???
Где-то минут 20 пешком - и мы вышли к Амуру. Здравствуйте, амурские комары! Эти слоники с крылышками нас там
таки немного погрызли. Хотя, благодаря времени года, не так, как могли бы. Самой страшной нашей поездкой в плане
комаров была поездка в конце мая 2010 года в Великий Новгород и Вологду. И там и там было натуральное сумашествие.
Постояли, поизучали реку. Увидели Китай(?). На реке было оживленное движение - проплыл пограничный катер, груженные
баржи и даже пассажирский теплоход. Недалеко от нас на середине реки стоял, судя по всему, ДОТ. А может кладовка
местых крабов, не знаю...
Отсюда же был виден
мост через Амур.
Раньше это был только жд мост (первый был построен еще при царе),
не так давно его перебрали под совмещенный авто+жд мост. Где-то параллельно этому мосту еще идет и однопутный жд
тоннель под Амуром,
построенный в 1938-1941 годах. Постоянно ездить несколько километров под рекой по туннелю
полувековой давности - удовольствие довольно сомнительное. Но тем не менее, это выдающееся инженерное сооружение
для тех времен. На фотографии показан лишь фрагмент моста - одна только надводная часть его имеет длину в
2.5 километра.
Вдоль берега мы пошли в сторону более облагороженной части набережной. Идем мы, идем, и тут я оборачиваюсь
и вижу пейзаж с
5000-рублевой купюры.
В одном месте здесь от берега наверх поднимается вот такая лестница с шикарным видом.
Вышеупомянутый памятник упускать было нельзя, поэтому мы пошли наверх и слегка в обратную
сторону. Виды сверху, на мой взгляд, были даже красивее.
Как оказалось, памятник с купюры - это памятник
графу Муравьеву-Амурскому,
первому местному губернатору.
От памятника вернулись обратно на Комсомольскую площадь. Наверху стоит "перископ", питающийся 5-рублевыми монетами и направленный
на противоположенный берег Амура. Я всматривался в даль, но машущих в ответ тяпками китайцев так и не увидел.
Церковь, стоящая на площади (Успенский собор) - вторая по размеру в центре города.
Самая большая (Спасо-Преображенский кафедральный собор) стоит чуть в стороне, но до нее мы так и не
добрались - пора было ехать в аэропорт.
По пути туда, так как мы ехали с пересадкой, получилось снять борт "Трансаэро" (EI-UNZ), садившийся на крышу местной хрущевки.
Аэропорт в Хабаровске
находится на северо-восточной окраине города. Из-за того туда очень удобно добираться -
помимо проходящих автобусов там еще и находится конечная остановка одного из маршрутов троллейбуса.
Пока мы ждали начала регистрации, я прошелся по местным ларькам. Запомнилась украинская туалетная бумага по 17 рублей.
Местного леса в тех краях, видно, нет. А тот, что есть - идет в Китай.
Со второго этажа аэровокзала видна часть
летного поля. В 2009 году на стоянке было несколько самолетов от незадолго до того закрытой местной "Дальавиа".
Зарегистрировавшись, мы поехали обратно в город - у нас было почти 2 часа до завершения посадки. Целью был замеченный по дороге в аэропорт супермаркет примерно в 20 минутах езды от аэровокзала. Туда мы ехали за рыбой. К нашей радости, помимо норвежского лосося, там продавали и местную продукцию во всех видах. Через два года после поездки помню копченое филе кеты, но мы тогда взяли и что-то еще. Таким образом мы слегка пополнили вес наших рюкзаков с уже висящими на них бирками ручной клади :)
А дальше все было очень скучно - вернулись в аэропорт, прошли контроль, посидели в просторном зале вылета, все развлечения которого состояли из пары кофейных автоматов, буфета с коньяком и нескольких палаток.
Обратно мы летели на Boeing 767 Сибири. Компановка салона в эконом-классе там стандартная - 2-3-2. Еще раз мы летели на нем год спустя в Иркутск, тогда я выяснил, что крайне нежелательно брать крайние места в самом первом ряду эконома - стенка, отгораживающая от бизнес-класса, там сделана до самого пола и в итоге у пассажира остается крайне мало места для ног.
По сравнению с владивостокцами Сибирь кормила заметно беднее. Развлечений не было вообще - у Владивостока было
несколько телевизоров на салон и раздавались наушники. Короче говоря, для уровня 2009 года рейс Сибири был
классическим представителем лоу-костов, не желающих признаваться в этом.
Вылетели мы чуть позже часа дня по Хабаровску. На взлете удалось немного поснимать город, его центральную часть,
мост через Амур и саму реку (все фотографии по ссылкам лежат в увеличенном размере).
Центр города, чуть более общий план и еще более общий план:
Мост через Амур (а все равно не полностью!):
Пара видов Амура сверху:
Дальше до самого конца полета мы летели над облачностью. Лишь пару раз где-то
в Сибири сквозь нее выглянули уже заснеженные вершины гор (на дворе была только середина сентября).
Примерно в пол-четвертого вечера мы вышли из дверей аэропорта Домодедово. На всю поездку было затрачено 48 часов.
31. 07. 2011 г.