Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в австралийский дневник |
В эту субботу мы побывали на фестивале паровозов Steamfest-2011 (википедия). Фестиваль проходит ежегодно с 1985 года. В этот раз он проводился совместно сидейской железнодорожной компанией CityRail, музеем Powerhouse museum (что-то вроде технического музея) и кучей энтузиастов. Собственно, узнали о фестивале мы из рекламных стендов, появившихся сначала на крупных станциях электричек, а ближе к фестивалю - и на более мелких (в том числе в виде рекламных буклетов в кассах).
Центром фестиваля является город Maitland, находящийся в 193 км по железной дороге от центрального вокзала Сиднея (и в 163 км от нашей станции жд). Соответственно, это 3:30 от центра города (с одной пересадкой) или 3:00 от нас (с двумя 10-минутными пересадками). Вообщем, просто так на это расстояние ехать не захочешь :)
В первый день фестиваля ходили два состава под паровозами (один с паровозами с двух сторон, второй - с одним паровозом), один 2-вагонный ретро-дизель и один современный дизель для параллельной фотосессии. Кроме того, к празднику пытались примазаться:
Наша программа была такой:
7:38 отъезд на электричке от дома
10:36 прибытие в Maitland
11:30 едем в ретро-вагонах под паровозами 3265 и 3526 (о них чуть ниже) 30 км Maitland - Newcastle
12:50 едем на Hunter diesel параллельно этому же составу обратно
15:40 отъезд из Maitland домой
18:40 прибытие домой
Ну а теперь обо всем по порядку.
Вышли из дома мы где-то в 7:25, пришли на практически пустую станцию (в будни в это же время тут полно народа), купили билеты до Maitland и сели дожидаться городской электрички, которая довезет нас до ближайшей узловой станции intercity-электричек - Hornsby. Билеты "туда-обратно" обошлись нам в $10.80 на человека. Как я уже писал ранее, в Сиднее действует регрессивный тариф. Все поездки на расстояние более 65 км стоят одинаково - $15.60 в будни в час-пик и $10.80 в остальное время (это за билет "туда-обратно"). То есть по деньгам получилось вдвое дешевле, чем нынешние 305 рублей (в одну сторону!) за экспресс Москва-Владимир (ходящий 2 раза в сутки против идущих как минимум раз в час поездов на данном направлении). И с кондиционером и мягкими сидениями. И туалетом.
Пришла за нами вот такая вот городская электричка (последнего поколения). Внутри вагона было абсолютно пусто.
Не очень тут любит народ непиковые электрички... А вот толкаться в пиковых любит :)))
На Hornsby у нас была длинная 13-минутная пересадка. Сходили на соседнюю платформу, купили кофе, идем обратно, смотрим
- подошел дальний XPT поезд до Casino (это самый север штата, по сути это уже Gold Coast). Очень красиво у
него раскрашен локомотив.
Пока мы фоткали этот поезд, тихой сапой к другой стороне платформы (скрытой от нас зданием на платформе)
подкатила intercity-электричка. Она тут ждала минут 5 своего расписания... (фотки были сделаны ранее, на самом деле
большинство сидячих мест было занято).
Упоминания заслуживает отрезок жд от Сиднея до Ньюкастла. Сам центральный вокзал Сиднея расположен почти на уровне
моря (скажем, около 10 м над уровнем моря). Весь север города находится на холмистой возвышенности. И вот
к 35 километру (Hornsby) поезд уже находится на высоте более чем в 200 м над уровнем моря. Следующие километров
20 дорога идет уже за городом, по территории национального парка, все примерно на той же высоте. Рядом с железкой
здесь же петляет шоссе, идущее на север.
В конце горного отрезка дорога проходит по достаточно длинному туннелю (~1 км), а затем
спускается вниз, к океанским заливам (вообще говоря, это рукава реки Hawksberry river, но
здесь уже действуют океанские приливы и отливы). Спуск проходит по самому краю гор, виды
вниз достаточно впечатляющие. Кстати, многие части пути здесь и далее вдоль воды напомнили мне
Кругобайкалку.
Следующий кусок дороги проходит прямо вдоль берега местных заливов. Это примерно 7-8 км огибаний отлогов местных гор.
Что интересно - на другом берегу залива время от времени встречаются домики. Кто-то предпочитает жить среди дикой
природы (и решать, откуда добывать воду и электричество самостоятельно). Частично для жителей этих домиков,
а частично для железнодорожников тут была построена вот такая платформа "по требованию". Не знаю, как в будни,
но в выходные "требовать" можно раз в два часа. Прямо за платформой расположен небольшой причал, на котором
я постоянно вижу хотя бы одну "моторку".
Далее идет небольшой подъем, длинный (километра два) туннель, и после него поезд выходит к городку
с замечательным названием Woy Woy (в переводе с аборигенского - много воды). Платформа в Вой Вое находится
прямо на берегу залива. Можно сидеть на станции и наслаждаться вот таким видом (и наблюдать за живущими
здесь пеликанами).
Следующие минут 15 поезд идет опять вдоль воды, хотя кое-где здесь и вклинивается ряд домов. Под конец,
перед следующим городом (Gosford) поезд проходит по дамбе.
После Госфорда дорога уходит от океана и поднимается на равнину. Из видов здесь - в основном эвкалиптовые
леса, но встречаются и болота. Кроме того, здесь по вечерам часто можно заметить сидящих вдоль дороги кроликов
(дорога огорожена, и, подозреваю, кролики пользуются этой защитой) и изредка попадающихся воллаби (маленьких
кенгуру). Ну а кроме того - это животноводческий район. У (и в) населенных пунктов здесь постоянно видны
коровы и лошади (и прочая домашняя мелочь).
Здесь есть пара красивых станций - Wyee с газоном посреди платформы и Broadmeadow с пальмами.
Другие фотографии этой железной дороги можно посмотреть в нашем альбоме на
Фотофайле.
Broadmeadow - это последняя станция на этой ветке. Дальше идет развилка - на запад идет продолжение основной дороги (но уже без электрификации), на восток идет относительно короткая ветка до центра Ньюкасла (но с электрификацией, так как она нужна для сиднейских электричек). На первой станции этой ветки (Hamilton) мы вышли из электрички, чтобы пересесть на дизель, идущий на запад, до города Maitland. Обычно в выходные этот дизель идет полупустой. Но в этот раз на праздник ехало много народа. Ссылку на описание дизеля я уже давал, сейчас пару слов о нем - дизель состоит из двух вагонов. В одном из них 76 сидячих мест, в другом 60 + туалет. Полумягкие поворачивающиеся сидения в компановке 2+3 (кроме краев, где предусмотрены места для инвалидов в колясках). В каждом вагоне находится по одному двигателю, разгоняется он весьма шустро. Цена (как нам сказали во время фестиваля) двухвагонного дизеля - 15 миллионов долларов (сколько стоят сидячие вагоны Тверского завода?). Как я уже сказал, в поезде был аншлаг, поэтому, хотя мы и смогли сесть, особо было не поснимать. Еще полчаса и мы были на месте - в городе Maitland.
В половину одиннадцатого, когда мы приехали в Maitland, жизнь на привокзальной площади уже кипела.
Работало множество палаток с едой, парк с аттракционами, палатки местных краеведов и железнодорожных фанатов,
на сцене выступали местные певцы. Посреди площади, в качестве проходящего чуть в стороне "фестиваля" паровых
машин, стоял вот такой каток (через три часа мы уже нашли его среди остальных паровых машин).
До нашего первого поезда у нас оставалось минут 45 и мы решили сходить посмотреть на выставку
местных коллекционеров моделей всего-всего - от кукольных домиков и машинок до огромных кораблей и гигантских макетов
железных дорог (мы, чуть раньше заглядывали в магазин, где торгуют моделями всего-всего... выбор там был
огромный... но чтобы собрать такую железную дорогу размером с комнату и с десятком составов, нужно было
оставить как минимум тысяч 5 долларов).
Вернувшись обратно на станцию, мы обнаружили, что наш поезд уже стоит у платформы. Пройдя на платформу,
попытался снять головной паровоз - снял, конечно, но там была таааакая толпа... Прошли вдоль поезда к нашему
вагону. Вагон состоял из 3 частей - салоны с двух сторон (с диванами 2+2, стоящими на таком расстоянии
друг от друга, что друг напротив друга могут сесть только безногие инвалиды) и некий странный отсек посередине.
Впрочем, мы ехали вдвоем на 4 местах.
Несколько слов про два наших паровоза.
3265
был произведен в 1902 году, использовался до 1968 года, был фактически переделан "с нуля" между 1999 и 2004 годами.
3526 был произведен в 1917 году, использовался
до 1967 года. Реставрировался между началом 90-ых и 2004 годом.
Что можно сказать о самой поездке под паровозом? Благодаря очень хорошему качеству пути и почти прямой дороге
(лишь несколько небольших поворотов по пути) поезд шел мягко, без рывков. Через открытые окна на нас слегка попадала
зола. Хотя зола интересная - серого цвета, но твердая, раздавить ее кусочки было не так просто. Ехали
километров 40 в час в среднем. На многих станциях и мостах стояли люди снимали прохождение паровоза - кто на видео,
кто на фотокамеры. В обязательном порядке нас приветствовали встречные товарняки :) А теперь фотографии.
Жд фанаты, снимающие свои "фильмы братьев Люмьер" - при отправлении со станции Maitland.
Заходим под мост
Среди эвкалиптов
Пассажирский дизель идет навстречу
Один из поворотов
Грузовой поезд навстречу
На стрелках перед конечной остановкой - вокзалом Ньюкасла
В Ньюкасле мы прибыли, как и подобает такому важному поезду, на першу колию. Народ вышел из вагонов, и...,
ну да, понесся с детьми сниматься на фоне паровоза. Прямо как в Москве/Питере на фоне ближнего к вокзалу
головного вагона Сапсана.
На отдельный рассказ о Ньюкасле у меня пока что не хватает материала, но, тем не менее,
фотографии города можно посмотреть в нашем альбоме на
Фотофайле.
Ну ладно, решил я, пойду поснимаю с соседней платформы. Бывший головной паровоз 3526:
Вагончики:
Головной 3265 коптит провода:
Следующим пунктом нашей программы был Parallel Photographer Run - поездка на дизеле по параллельному
с поездом под паровозом пути. Первые километров 5 пути там идет двухколейка (в черте города
Ньюкасла), а дальше, после развилки на Сидней, начинаются как минимум километров 30 4-путки. Ньюкасл
является крупнейшим портом в Австралии по экспорту угля (добываемого относительно недалеко). Вот и
проложили тут аж два дополнительных пути под грузовые поезда. И они, надо сказать, идут как часы - пока мы катались
в субботу туда-сюда, поезда эти проходили каждые минут 10. И в каждом вагонов по 80 (более крупных, чем в РФ).
Так вот, ехали мы вот на этом пассажирском дизеле, ходящем в районе Hunter Valley:
Итак, отправились мы через пару минут после паровозов. После выхода на 4 путный отрезок пути паровоз шел по третьему пути,
если считать пути слева направо, смотря вперед по ходу движения, мы вышли на первый путь. Скажу честно - устроители
тут сильно ошиблись - снимать приходилось против Солнца (пусть и находящегося в это время в зените),
да и виды с северной стороны дороги явно уступали южным. В основном снимал головной паровоз, остальное
в результате выглядело достаточно посредственно.
40 минут, три встречных грузовых поезда, закрывавших вид - и мы опять в Maitland-е.
Этот состав, к слову говоря, минут через 15 после прибытия упылил в другую сторону, на следующую
экскурсию. Ребята так вполне серьезно отбивают расходы. Наши билеты на эти две поездки
обошлись нам в $78.50 (а 190 км туда и 190 км обратно с этого праздника - в $21.60).
На поле недалеко от станции в это время проходило Steam Show - местные кулибины устроили
выставку сохраненных ими различных паровых двигателей и паровых машин. Если с двигателями
мне было более-менее понятно, то вот машины стали для меня новостью. Двигатели:
Паровые машины же нарезали круги вокруг площади. Время от времени то одна, то другая
останавливались на "обочине", наверное, на техобслуживание :) Проезжая мимо больших скоплений
людей, паровые машины "бибикали", причем звук был практически неотличим от паровозного гудка.
Им вслед бибикали владельцы паровых двигателей, приладившие гудки к своим детищам.
Последнее, что оставалось нам сделать - это пройтись по центру города, посмотреть, что там есть.
Городок по местным меркам досаточно старый - основан в начале 19 века. Вот самое интересное из увиденного.
Торговцы пустили в ход дорожный знак:
Домик 19 века и церквушка напротив него:
Почта:
Ответ на главный вопрос советского кино - "Как пройти в библиотеку":
Прямо за центральной улицей в Maitland протекает река с замечательным названием Hunter (Охотник). Выйдя на набережную,
мы уселись на скамейку, чтобы насладиться тишиной, видом реки и луга на противоположенном берегу.
Тут мы, наверное, немного задремали... Потому что когда мы открыли глаза, картина была несколько другой:
Ладно, пошутил... Это фото мы нашли на информационном стенде неподалеку. Пишут, что раз лет в 20
речка разливается, уровень воды поднимается на 10 метров. Да, на этом засушливом континенте. Да, снег тут
не выпадает. А речка разливается :) На самом деле вид был такой:
Пора было отправляться обратно на станцию, чтобы не упустить наш обратный дизель. Еще на набережной мы услышали
гудки паровоза. Странно, подумал я, погода определенно не сырая, они не должны до сюда доноситься. Ответ
мы нашли на соседней улице - одна из паровых машин с шоу приехала в центр города. Кстати, у нее был
официальный местный номер с пометкой "Историческая машина".
На станции буквально вслед удалось снять уходящий ретро-дизель. Такие ходили по этой ветке до конца 90-ых
годов...
Поездка, в принципе, получилась удачная. Единственный недочет - второй состав под паровозом, участвовавший в шоу, удалось увидеть только на ходу на линии. Обратно доехали без приключений, в отличии от утра, обратный поток народа с праздника был больше размазан по времени. На следующий день я планировал дописать этот рассказ, но вмешалась погода - был последний теплый день лета (+28) и нам пришлось ехать купаться :)
15. 04. 2011 г.