Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в австралийский дневник | Нормальный шрифт | Увеличенный шрифт |
Я, как человек, регулярно ездивший с 16 лет на электричках из Домодедово в Москву, просто обязан был написать заметку о местных электричках.
Составы. В отличии от Москвы, или, скажем, от Мельбурна, в Сиднее на пригородных маршрутах ходят только
двухэтажные электрички.
Конструкция таких вагонов относительно проста - входы с двух сторон,
вместе с тамбурами (в которых, с каждой стороны вагона, есть сидения до вплоть 6 человек - в
зависимости от модели вагона; кроме того, именно в тамбурах прячутся туалеты - но они есть не
во всех поездах),
а в середине вагона на двух уровнях находятся два сидячих салона.
По высоте
вагоны лишь на 20-30 см не достают до контактной подвески. Нижний салон находится на высоте тех же
20-30 см от земли - сидя в нем, смотришь глазами практически вровень с "землей" на высоких
платформах:
Да, низких платформ тут нет.
О туалетах. Они есть во всех составах, идущих за пределы территории Большого Сиднея. Один туалет на 4 вагона. По меркам экспресса Москва-Ярославль (где туалет на 2 вагона) это, наверное, мало. Тут же я очередей не наблюдал. Что касается составов идущих по городу (а внутри города можно проехать порядка 90 км - маршрут Richmond - Berowra, например - это две конечные на одной из веток) то вопрос туалетов тут остро не стоит, т.к. оные есть на подавляющем большинстве станций (процентах на 95). Где-то на каждой платформе, где-то два (М и Ж) на станцию - но есть (само собой - бесплатные, достаточно чистые, всегда с бумагой и мылом).
Станции. Ну что сказать... Станции ухоженные. На большинстве станций есть как минимум один
постоянный сотрудник, который выполняет функции кассира, начальника станции и т.д. На крупных станциях
народа еще больше. Почти везде информация о поездах показывается на мониторах где-то
в районе касс, а также в нескольких местах на каждой платформе. Плюс идут объявления голосом о ближайшем
поезде, а также, если поезд идет через станцию без остановки, то просят отойти от края платформы. На многих
станциях по утрам открыты павильоны, в которых продаются газеты-кофе-снеки. Главный доход в них, как я заметил,
идет от продажи кофе. На узловых станциях эти павильоны открыты весь день. Практически на всех станциях
есть автоматы с водой и с чипсами-шоколадками (тут это называется одним словом - снеки).
Расписания. Расписания здесь делятся на будни и на выходные+праздники. В выходные убираются дополнительные будничные поезда, а также часть поездов по части веток через раз начинает ходить до станции, где данная ветка соединяется с какой-то другой веткой, идущей дальше в сторону Сити - это позволяет использовать меньшее число составов ценой дополнительной пересадки для пассажира.
Худшие графики у электричек на ветке Clyde - Carlinford - не чаще одного поезда в 35 минут. В выходые -
раз в час. Но с 4 утра до 1 часа ночи... Оправдывает эту ветку то, что она однопутная и ходит по ней
челноком один трехвагонный состав (пассажиропоток там и на 3 вагона слишком мал...).
На остальных ветках есть основные станции, где поезда останавливаются хотя бы раз в 10 минут, а есть
второстепенные, где останавливается поезда 3 в час, но при этом могут быть окна минут по 40 в одну сторону
(это решается поездкой до крупной станции в противоположенную сторону и пересадкой там на поезд в нужном тебе
направлении - это разрешено местной билетной политикой).
На нашей Northern line (красная ветка) поезда ходят раз в 15 минут со всеми остановками. По соседней
желтой - раз в 10-15 минут.
Окон для ремонта пути днем нет. Однако, пути ремонтировать все-таки надо. Поэтому, с периодичностью
примерно раз в полгода тут повторяется график ремонта путей. Вся информация о ремонте доступна как в
интернете, так и на плакатах на станциях (заменяются еженедельно).
Здесь есть три варианта ремонта, но при любом
из них по закрытым станциям запускаются автобусы, признающие билеты на электрички.
Тарифы. Скажем так, что за проезд тут платит большинство. Не раз видел, как народ предпочитал взять билет
и поехать на следующей, чем прыгнуть в эту электричку. Почему? Да потому что большая часть станций с
заметным пассажиропотоком отурникечена на редкость пакостными турникетами. Ну и доходы позволяют населению
платить...
Так вот. Чем дольше (в километрах) тут нужно проехать, тем дешевле обходится километр пути.
Дальше приведу таблицу тарифов (все в австралийских долларах. Курс сейчас около 29 рублей).
Расстояние | Туда | Туда-обратно | Туда-обратно внепиковое время | 7 дней |
0-10 км | 3.20 | 6.40 | 4.40 | 25 |
10-20 км | 4 | 8 | 5.40 | 31 |
20-35 км | 4.60 | 9.20 | 6.40 | 37 |
35-65 км | 6 | 12 | 8.20 | 47 |
65 км и более | 7.80 | 15.60 | 10.80 | 56 |
В итоге, поездки на длинные расстояния тут стоят даже дешевле, чем в Подмосковье. Например, мы планируем поехать в Blue Mountains. Основной туристический центр там - это город Katoomba. Расстояние по жд до него от нас - 115 км. А проезд в выходные обойдется нам в 21.60 (2 * 10.80). То есть 1.5 рубля за км. Почему? Потому что внепиковые билеты туда-обратно продаются здесь круглые сутки в выходные и после 9 утра в будни. А почему так? Потому что основной пассажиропоток здесь - это едущие с/на работу. Днем в будни, а так же в выходные в электричках народа крайне мало. Вполне реально проехать несколько остановок одному в вагоне. Например, именно так мы возвращались сегодня из находящегося в 3 остановках от нас крупного торгового центра (суббота, 16-30). Дачников же с саженцами тут нет :)
Незональная оплата. Плохо тут то, что билеты продаются от станции А до станции Б. Дневные билеты позволяют ездить без промежуточных выходов на других станциях, проездные - с выходами. В Мельбурне, например, весь транспорт разделен на 2 зоны, и ты покупаешь билет только по 1ой, только по 2ой или сразу по обеим зонам и ты можещь по нему ездить между любыми станциями своих зон. Кроме того, в Мельбурне один билет действителен на поездах и трамваях, здесь же есть свои билеты на поезда, автобусы и кораблики, и есть общий билет, стоящий процентов на 25 дороже отдельных билетов. В общем, пока ты ездишь только на работу, то дешевле ездить здесь, но как только маршруты усложняются, то дешевле становятся уже мельбурнские зональные билеты.
Интернет. Вся информация о сиднейском транспорте доступна в интернете на сайте 131500.com.au. Помимо просто файлов с расписаниями, тут есть и форма поиска оптимального маршрута с любого адреса / станции / достопримечательности или даже просто угла одной и другой улицы до другой точки одного из этих типов. Причем можно указать нужный день и время и типы используемого транспорта. В результате будут показаны несколько лучших маршрутов, на которых будет указано все, вплоть до расстояния, которое нужно пройти пешком. При необходимости, все маршруты можно посмотреть на карте.
Всякое разное. Дальше пойдет просто перечисление всяких интересностей.
Ну и напоследок живой анекдот. Сидим мы на станции, ждем нашу электричку. Вдруг видим на противоположенном
пути вот такое:
Оказывается, это машина железнодорожников, к которой они приделали небольшие колеса под габариты местных рельсов.
Зрелище машины, едущей по путям (здесь!) было весьма шокирующим.
25. 10. 2010 г.