Вернуться на главную страницу сайта | Вернуться в путешествия по России и Украине |
Итак, приехав на Ленинградский вокзал к половине двенадцатого ночи, мы понаблюдали за отправляющейся "Красной
стрелой" и прибывающим вечерним "Сапсаном".
Народ весело фотографировался напротив ближней к вокзалу головы "Сапсана".
Аж в очередь выстроились желающие сняться... В конце концов, подали и наш состав. Он, за исключением
вагона-ресторана, полностью состоял из "премиумных" вагонов. К сожалению, в качестве вагона СВ был подан
купейник с поднятыми полками. Мы уже сталкивались с этими безобразием раньше... Как минимум пассажир в таком вагоне
лишается боковых зеркал, а также получает шанс того, что в пустых купе окажутся зайцы в купейном формате
(4 ушастых на купе). Сразу после отпавления к нам прибежала тетушка из вагона-ресторана и спросила, что мы будем
кушать днем (и поинтересовалась, не до Питера ли мы - видимо, хотела сухпаем наградить вместо обеда) - один
рацион питания у нас был включен в билет. Уже не помню, что мы заказали, но помню, что был заказан суп из трески.
Так вот - суп из трески в мурманском поезде ну очень тоскливый.
Лирическое отступление. На платформе, у нашего вагона, стояли мужчина и женщина лет 55-60. Мы немного подслушали их разговор. Смысл был такой - "Вот народ с кучей вещей едет, не то, что мы, опытные путешественники, почти налегке". Потом мы увидели, что эти "опытные путешественники" взяли билеты в купе у туалетов. А вакуумные туалеты в новых вагонах шумят очень сильно :)))
До Питера мы проспали. В городе мы полюбовались на Неву с моста и на то, как выглядит Ладожский вокзал
на подъезде к нему. Ну а больше особо красивого там с путей ничего не видно.
Небольше лирическое отступление. Когда мы выезжали из Москвы, то там было почти 25 градусов тепла. Деревья уже
были вовсю зеленые. В Мурманске же нам обещали плюс 5 (посему с собой были захвачены свитера и правильные ветровки).
Так вот - в Питере и прямо за ним зелень была заметно бледнее. Весна там только наступала.
И это было только после 650 километров пути (из 2100).
Как известно, Нева соединяет Ладожское озеро и Балтийский залив. В Санкт-Петербурге мы пересекли Неву по мосту
и оказались севернее нее. Железная дорога же огибает Ладожское озеро с юга и с востока. Поэтому нам предстояло
пересечь Неву и во второй раз, вернувшись на ее южный берег. За пределами Спб ширина реки действительно поражает:
Проехав еще сотни полторы километров, мы добрались до станции Волховстрой.
Прямо за этой станцией, после моста через реку Волхов (мы еще встретимся с ней в июне в Великом Новгороде),
пути разветвляются -
на восток уходит ветка на Вологду, а на север - на Петрозаводск и Мурманск. В самом начале этой мурманской ветки
находится станция с замечательным названием "Мурманские ворота".
Хорошие такие ворота, в 1300 км от города. Для
сравнения, это все равно, что если бы существовала станция "Киевские ворота", находящаяся в Нижнем Новгороде.
По мере движения на север зелени в лесах становилось все меньше,
а воды (как мне тогда казалось) становилось все больше.
Наконец, километрах в 50 от Петрозаводска, на южных сторонах полянок (туда солнце не попадает) стали
появляться сугробики снега.
А в Москве в это время стояла жара. Зелень на деревьях и трава к этому же моменту
практически полностью пропали. Немного в шоке от снега мы подъехали к Петрозаводску. Тут нас ждал новый шок.
По пути к вокзалу, железная дорога петляет по Петрозаводску. С некоторых точек пути хорошо видно Онежское
озеро. Так вот, на озере было что-то странное. Мужчина, стоящий рядом, буднично развеял наше недоумение -
"Лед на озере все еще стоит". Ну да, если в лесу еще есть снег, то почему не быть льду на воде?
Петрозаводск, наряду со Свирью (смена локомотива, стоянка не менее 25 минут, магазины в северо-восточном углу
станции) и с Медвежьегорском (мы до него еще не доехали - там на платформе открыты палатки под все проходящие
дальние поезда), является точкой запасания продуктами на оставшуюся до Мурманска часть пути. Стоянка у поездов
в Петрозаводске - не менее 25 минут. Палатки на платформе содержат немудренную снедь по завышенной цене, но на
противоположенной от вокзала стороне площади есть вполне нормальный продуктовый. Ходу до него - не более
3-4 минут.
В вагоне, после здешней высадки, почти половина купе оказалась свободными - видимо, не все успевают (или
могут) взять билеты на НЕфирменную "Карелию", идущую 6 часами раньше, и, поэтому, едут домой на "Арктике".
Еще одно лирическое отступление. В соседнем купе ехал мужчина, перед Петрозаводском проговоривший по мобильнику
часа так два. Из подслушанной речи стало ясно, что планировал он уехать домой как раз на "Карелии", но он
не обратил внимание, что она стала отправляться из Москвы на час раньше незадолго до описываемого времени
(из-за запуска Сапсанов). Так вот, приехал он на вокзал, увидел, что поезд стоит на платформе, и неспешно
двинулся за пивом и газетой (ясное дело, он думал, что у него еще больше часа). По возвращении на платформу он
обнаружил, что поезд ушел :) Вот и пришлось сему товарищу брать билет на ночную "Арктику" - ничего более раннего
до Петрозаводска не было.
Здесь заканчивался и ранее объезженный нами кусок жд.
На автобусе мы добирались до Кондопоги, но дальше
Петрозаводска по жд мы не забирались. Жд и автодороги между Петрозаводском и Кондопогой идут параллельно
друг другу, то подходя вплотную, то расходясь на несколько сотен метров. Поэтому многие места нам
все еще показались знакомыми. Где-то здесь на небе появились облака (южнее всю дорогу было безоблачно),
сразу перешедшие в сплошную облачность. Скажу наперед, что солнце мы увидели только на обратном пути,
и также - примерно здесь. Теперь север выглядел правильно - еще без снега, но уже без зелени, и с плотной
облачностью.
В Кондопоге мы уже были в сентябре 2008 года. Тогда мы доехали досюда на автобусе. С поезда удалось посмотреть
на город под немного другим углом зрения. В первый наш визит сюда мы увидели только постаревшие дома
сталинской постройки. В этот же раз обнаружили, что тут есть жилье и поновее.
Только в этой поездке я осознал, сколько же воды в северной Карелии и в Мурманской области. Да Ладога с
Онегой - это огромные озера, и запасы воды в них сравнимы со всем остальным, что находится в этих краях, но все же
они не производят того впечатления, которое остается от постоянных рек и озер, встречающихся
путешественнику севернее Кондопоги.
От Петрозаводска до Медвежьегорска жд проходит относительно недалеко от Онежского озера. Но увидеть само озеро
можно только на подъездах к этим станциям.
Медвежьегорск запомнился нам лесобазой на берегу озера, а также симпатичным деревянным вокзалом.
А вот прямо за этим городом нас ждал новый шок - буквально незадолго до нас
тут выпал снег, и в лесу он лежал уже гораздо более равномерно. До конечной точки путешествия оставалось еще
километров так 700-750. Я аж засомневался, правильно ли я решил с одеждой, если снег мы обнаружили уже
здесь?
Небольшое отступление. Карелия - этой край лесов. Хотя здесь и хватает камня, но основной строительный
материал здесь - это лес. Деревенские дома здесь практически все построены из бревен - лес бесплатен и у тебя
под боком. Однако, и небедная МПС (сомневаюсь, что РЖД приложила руку к этим вокзалам) строила вокзалы
в этих краях главным образом из дерева. В некоторых местах мы нашли даже деревянные платформы.
Дорога после Медвежьегорска лежит в краю озер.
Одно из них тянулось несколько десятков минут
нашего пути, вплоть до следующей большой станции на нашем пути - Сегежи.
Вскоре после Сегежи стемнело окончательно. Через час мы легли спать.
Когда я проснулся рано утром на следующий день, то картина за окном была очевидной - на дворе конец зимы.
Нет, снег
был не по колено, но он лежал на открытой местности то здесь, то там. Озера, которые были видны с дороги,
стояли подо льдом от самого берега (на обратном пути на одном из этих озер на льду мы увидели легковушку - это
может быть критерием того, что лед еще был толстым - вряд ли местные жители стали бы рисковать машиной).
Деревни, изредка стоявшие вдоль дороги, большей частью казались заброшенными, хотя кое-где у народа были даже
теплицы.
Да, в этих краях необходимо жить
в городах. Продовольствие в эти широты завозить необходимо. А у нас впереди было еще 6 часов пути.
После станции Апатиты мы увидели впереди горы. Они стояли полностью в снегу. Да, я читал, что здесь горнолыжный
сезон закрывают в мае, но поверить в это было трудно. Кстати, если верить картам, то высота одной из этих гор -
более 1000 метров. Вполне сопоставимо с горами в Кисловодске. Однако, отдыхать сюда ездят не так активно :)
С северной стороны этих гор наша дорога какое-то время
пролегала по лесу. И тут до меня дошло, что лес то карликовый. Вроде деревья и такие же, но как будто уменьшенные
в несколько раз. Не разрастешься тут за короткое северное лето!
А вот этот кадр, наверное, лучше всего показывает погоду, царившую в тот момент на Кольском полуострове. Горизонт
на фотографии теряется уже в нескольких метрах от поезда.
Дальше наш путь долгое время шел в долине достаточно крупной горной реки, под названием Кола.
В каких-то местах она была полностью
свободна ото льда, в каких-то - полностью покрыта им.
В конце концов, эта река вывела нас
в Мекку любителей
американского безалкогольного газированного напитка - жд станцию Кола, находящуюся в городе Кола, где река
Кола впадает в Кольский залив.
Залив предстал нам несколько в неприглядном виде - был отлив (это я потом
сообразил), и побережье было все в черной грязи и камнях (очень оправдывая название американского напитка).
Вдали же показался мост через Кольский залив. Из-за того, что мост невысок, его размеры не очень впечатляют.
Однако же, с длиной в 2500 метров, он находится в списке самых длинных мостов в России. Построен он, насколько
мне известно, для улучшения связи с пограничными пунктами на границах с Норвегией и Финляндией.
Вскоре после моста мы уже ехали по Мурманску. Мурманск - это город сопок. Железная дорога, хоть и идет
вдоль Кольского залива, но проложена на некотором возвышении, по склонам сопок. Поэтому с нее хорошо видно,
что находится вдоль залива. Там мы увидели и авторынок, и стоянки кораблей (особенно хорошо смотрелась
вот эта, где корабли выстроились по росту), и нефтеналивной терминал.