Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Великий Новгород, Спб, Вологда. 22-23 мая 2010 года. Часть 1: Великий Новгород, Витославлицы, Спб

О поездке

Великий Новгород и Вологда - два довольно неудобных города для дневных поездок из Москвы. Они находятся в самой "противной" зоне от Москвы - 7-8 часов на поезде, из-за чего прибытие в такие города становится весьма ранним (5-6 утра), а отправление обратно - довольно поздним (21-22 часа).

Из Москвы в Великий Новгород проще всего добраться 42 поездом Мск-Новгород на Волхове, отправляющимся с Ленинградского вокзала в 21-50 и прибывающим в Новгород в 6-10. Единственная альтернатива - оказаться в Спб и доехать оттуда автобусом за 3-4 часа. Обратный поезд в Москву отправляется после 9 вечера, что дает вам 21-6=15 часов на осмотр города. Новгород, конечно, интересен, но столько времени там проводить не стоит. Кроме того, поездку туда стоит планировать на май-июль, дабы не попасть в темное время суток.

Вологда еще более сложна для московского туриста. Последние три поезда из Москвы, проходящие Вологду утром, приходят туда в интервале 5:25 - 5:47 утра. Из них я бы порекомендовал вологдский фирменный 60-ый поезд (идет дольше других, можно выспаться). Альтернативы этой тройке практически нет: в Вологду можно приехать вечером на архангельском 16-ом (10:05 - 18:40) и переночевать в гостинице, но таким образом будет потерян день. Обратно в Москву можно добираться либо на нефирменном 319-ом, идущем из Котласа (20:21 - 05:05), либо на фирменном вологодском 59-м (21:15 - 06:01). Время в пути идентично, но в Москве не нужно будет ждать открытия метро.

Планируя эту поездку, мы решили совместить эти два города. В пятницу вечером мы отправились на 42-м поезде в Великий Новгород. Погуляв по Новгороду до обеда (и посетив музей деревянного зодчества Витославлицы, расположенный на конечной остановке одного из городских автобусов), мы сели на автобус до Спб. Немного прогулялись по Питеру - лучше приехать чуть раньше, нежели чем сорвать следующую стыковку. После этого доехали до Ладожского вокзала и сели фирменный 618-ый Спб-Вологда (20:40 - 08:54). Такое прибытие в Вологду дало нам возможность не убивать 3-4 часа утром до открытия всего. Но, честно говоря, 12 часов в Вологде (9 утра - 9 вечера) делать тоже особо нечего. Ну и в 9 вечера мы сели на вологодский поезд до Москвы.

Великий Новгород

Эту поездку я планировал за короткий срок, из-за этого нарвался на отсутствие мест на пятничный поезд на Новгород. Пришлось лечить эту проблему раскошеливанием на купе в "мест-12", которое, впрочем, было одним из самых дешевых на РЖД для таких вагонов - за купе мы отдали около 10 тыр. В вагоне было занято 4 купе из 6. Кормежка была довольно посредственной. Как мы заметили, еда в вагонах с услугами на Октябрьской дороге с каждым годом дорожала по прейскуранту и ухудшалась по качеству.

Большой плюс VIP-вагона в таких поездках - это возможность проснуться за 10-15 минут до прибытия на конечную и выйти из вагона через 10-15 минут после прибытия. Все уже выгрузились, разбежались, и тут только мы и выходим :) Наш поезд на платформе Новгорода-на-Волхове:

В любом случае, 6-30 утра в субботу - это очень рано для центра Новгорода. Мы решили пойти к Кремлю, ну а дальше будет видно. Дойти до Кремля от жд вокзала в Новгороде очень просто: встаньте спиной к вокзалу и идите по улице, идущей от вокзала (ровно также нужно идти к Онежскому озеру в Петрозаводске или к Амуру в Хабаровске). Жд вокзал в Новгороде:

По пути к Кремлю вам придется обойти вокруг местного "белого дома":

В итоге вы выйдете к Кремлю. Там, как в сказке, у вас будет выбор - пойти прямо, налево или направо. Пойдете прямо - в Кремль попадете. Пойдете налево или направо - Кремль обойдете. Мы пошли направо по парку. Тут мы столкнулись с первой оравой местных жирных комаров. Они будут преследовать нас всю эту поездку. Вид на ров-лужу с комарами:

Обойдя Кремль, мы вышли к реке Волхов. Красиво... Пародовал местный пляж, оборудованный зонтиками, стоящими прямо в воде. Подумал, что бар в бассейне там бы смотрелся органично.

Мы пошли на противоположенный берег по пешеходному мосту, начинающемуся прямо у ворот в Кремль. Между пешеходным мостом и видневшимся вдали мостом автомобильным стояло пришвартованное типа парусное нечто. Скорее всего, очередной развлекательный центр с блэк-джеком и прочими аттрибутами. Это парусное нечто было сильно выше обоих окружающих его мостов, поэтому транспортная составляющая корабля отметалась с первого взгляда. С другой стороны на берегу стояла серия арок. Очень похоже на торговые ряды без самих торговых рядов.

На парапете у противоположенного края моста сидела, видимо, родственница Льва Ошанина из Рыбинска:

От моста мы пошли направо, в сторону упомянутых выше остатков торговых рядов. Там, отгороженное деревьями от реки, находится Ярославово дворище - около десятка церквей, скученных на крайне небольшой площади. Такая скученность чем-то напоминает "кладбища" памятников.

Не обошлось здесь и без скромного памятника ВИЛу:

Завершив осмотр Ярославова дворища, пустынными новгородскими улицами мы двинулись к еще одной группе церквей.

Первой мы увидели отдельно стоящую церковь, находившуюся посреди весьма качественно покошенного огромного газона. Абсолютно нетипичное зрелише. Рядом с ней, за стеной, находится небольшой монастырь (или бывший монастырь). Внутри есть какая-то жизнь, но выглядит все намного запущеннее.

Выйдя обратно к Волхову и решив, что еще по-прежнему ну очень рано, мы решили пройтись по улицам, параллельным реке в другую сторону от Кремля. В ту сторону стоит идти до памятника Александру Невскому, дальше там будут исключительно жилые кварталы.

Возвращаемся к Кремлю. Не мог не снять этот кадр. Красивое название улицы, красивый стык сливных труб.

У самого входа в Кремль были спилены три дерева. Пеньки от них превратили вот в такие любопытные скульптуры (не знаю, сколько они еще простоят).

Кремль в Новгороде большой... Но там есть только две известных достопримечательности: Софийский собор и памятник 1000-летия России. Последняя фотография - это "Магдебургские ворота" Софийского собора.

Витославлицы

По Кремлю мы еще прогуляемся, а пока что настало время ехать в Витославлицы - музей деревянного зодчества, расположенный на самой окраине Новгорода. К нему идет автобус 7 от жд вокзала. От Кремля до вокзала возвращаться было необязательно - мы прошли всего пару кварталов в сторону вокзала, чтобы найти там остановку "семерки". Это городской маршрут и музей - его конечная остановка. Правда, там есть одна хитрость - мимо музея автобус идет только в одну сторону - дорога там делает петлю и вот по этой петле вдоль музея автобус и "разворачивается" в сторону города.

Остановка автобуса находится недалеко от входа в музей (чуть проехав его по правой стороне). Рядом с парковкой напротив входа находился достаточно разнообразный развал сувениров. Сам музей хорош, но большинство зданий, в отличии, например, от Малых Корел, закрыто - внутрь даже не заглянуть. А еще (напоминаю, мы там были в мае) нам запомнились комары. Рои комаров. Ленивых, но бесчисленных... Рядом протекает Волхов.

Снова Великий Новгород

На обратном пути автобус номер 7 довез нас практически до ворот Кремля. К этому времени город уже ожил. К Кремлю подтянулись торговцы сувенирами (как и во многих местах к северу от Москвы, тут можно найти интересные работы по дереву). Мы же пошли обходить оставшуюся часть Кремля. Интереснее всего оказалась смотровая площадка на башне Кукуй. На Кукуя полез я, а Вера осталась сидеть внизу в холодке: входной билет на башню стоил довольно не гуманно.

На этом наша культурная программа в Великом Новгороде была завершена. Перекусив, мы отправились на автовокзал, где купили билеты на проходящий автобус до Санкт-Ленинграда. В Спб нам был предложен вариант сойти у первой станции метро в черте города, которым мы и воспользовались.

Санкт-Ленинград

Пару часов, имевшихся у нас в запасе до поезда, мы потратили на пробежку по самым достопримечательным достопримечательностям.

К 8 вечера мы поехали на метро на Ладожский вокзал, чтобы сесть на поезд 618 Спб-Вологда. О поезде и Вологде мы расскажем в следующей части.