Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Большое путешествие по Украине в апреле 2008 года. Севастополь.

Поезд 17 Москва-Севастополь. 5-6 апреля 2008 года

Эта поездка началась в начале апреля 2008 года. В Москве в это время только сходил последний снег. На Курском вокзале все еще работал всего лишь один подземный переход. Да и тот наполовину стоял в строительных лесах. Выбравшись на платформу, мы увидели наш поезд. Выглядел он посредственно... В то время билеты в вагон СВ поезда на Украину стоили еще не сумашедших денег, поэтому ехали мы именно в нем.
Вагон СВ в поезде 17

Мы неспешно ехали на юг. По мере движения приближение нормальной весны чувствовалось все сильнее. Через 3 часа мы остановились на пару минут в Туле.
Тула
Через примерно полчаса после Тулы мы проехали через Ясную Поляну. РЖД устроила здесь вполне лубочную станцию Козлова засека.
Ясная поляна
Еще через полчаса мы проехали через еще одну "парадную" станцию - Щекино.
Щекино
Перед Орлом на глаза попался совсем пасторальный пейзаж:
Перед Орлом
В Орле мы стояли 20 минут. Выйдя на улицу, я понял, что здесь весна уже крепко пустила корни - жарковато было даже в футболке. Время стоянки я потратил на пополнение запасов провизии.
Орел Орел
Следующая 20-минутная остановка была часа через три, в Курске. Уже в черте города мы увидели небольшое кладбище паровозов.
Курск Паровозы
Южнее Курска в лесу уже была видна зеленая трава.
Южнее Курска
Таможни в Белгороде и Казачьей Лопани прошли достаточно спокойно. Вероятно, сказывался тип вагона, в котором мы ехали. Большую часть обоих стоянок мы никого не видели, прохождение таможенников и пограничников заняло минут по 5.

Когда я проснулся на следующее утро, мы уже ехали по перешейку, соединяющему Крым с материковой Украиной. Проехав его, мы увидели стоящий на берегу знак "Кгым".
Подъезжаем к Крыму Подъезжаем к Крыму
А в Крыму в это время уже цвели абрикосы...
Абрикосы
В Джанкое мы полюбовались на два свежеотремонтированных вокзала и на фонтан на фоне развалин...
Джанкой-пригородный Джанкой Фонтан
А от следующей надписи я просто ухохатался - "Быстро и комфортно до Крыма. Приднепровская железная дорога". Много ли россиян были в восторге от быстроты и комфорта добирания до Крыма на украинских поездах?
Быстро и комфотно
В Симферополе российские туристы начинают изучать украинский язык. "До мiста" означает "Выход в город". Из поезда здесь вышла как минимум половина пассажиров и последние полчаса в поезде было гораздо свободнее.
Симферополь
А вот в Бахчисарае фонтан бы наоборот не помешал. Но там его как раз нет.
Бахчисарай
Чтобы добраться до Севастополя, поезд должен перебраться через горы южного берега Крыма. В основном это известняки. На подъезде к Севастополю дорога петляет по горам, пересекает узкие овраги по мостам, проходит через несколько тоннелей и неспешно спускается к городу.
Мосты Горы Повороты И дома на склонах гор

Севастополь. 6 апреля 2008 года

Севастополь встретил нас 25 градусами тепла. Сразу стало ясно, что наши куртки тут очень не к месту. Вокзал Севастополя невелик - 2 платформы для поездов дальнего следования с одной стороны вокзала, еще одна + отстойник вагонов - с другой стороны, и приткнувшаяся между ними пригородная платформа. С местом севастопольскому вокзалу сильно не повезло - с одной стороны вода, с другой - сопки. Из-за этого и ограничено число платформ и возможности по отстою тут поездов. Платформы в то время выглядели вот так:
Платформы в Севастополе
Поняв, что по такой жаре с нашими вещами целый день не пробегаешь, мы пошли искать вокзальную камеру хранения. Она нашлась в здании рядом с головой нашего поезда (в Севастополе вокзал состоит из двух зданий). Лестница в правом нижнем углу кадра - это вход в камеру хранения. В то время там работала одна единственная женщина. Она сказала поставить нам наши сумки на любое свободное место (сумок там было очень мало), записала нашу фамилию, спросила, когда заберем сумки (предупредив, что ночью камера хранения не работает) и взяла с нас плату. Размер платы не помню, но что-то совсем небольшое.
Камера хранения в Севастополе
Мы вышли из вокзала, и стали подниматься в горку по направлению к центру города. У дороги (Красный спуск) в полную силу веселились одуванчики. Склон дороги тоже был весь в цвету. После практически зимней московской погоды тут было настоящее лето.
Одуванчики Склон дороги
Забравшись на гору, мы посмотрели на бухту внизу. Да, Севастополь - это действительно город-порт.
Бухта у вокзала Бухта у вокзала
В небольшом сквере уже вовсю цвели деревья. О зиме тут уже давно ничего не напоминало.
Сквер Сквер Сквер
Отдохнув здесь, мы пошли дальше. Да, дальше наверх... Лестница вела нас на следующую высоту. С краю лестницы цвели аккуратно посаженные нарциссы. А на площадке в середине лестницы нас встретил бюст Суворова. Да, он успел побывать здесь до нас.
Лестница Нарциссы Суворов
Наверху нас ждала очередная пустынная улица и ... 2 кота.
Пустынная улица И два кота

Через несколько минут мы вышли на одну из главных улиц города - Большую Морскую улицу. Здесь вовсю кипела жизнь, люди спешили по своим делам, а мы просто прогуливались. Стоящее неподалеку здание кинотеатра "Победа" чем-то напоминало об институте курортологии в Пятигорске:
Кинотеатр Победа Институт курортологии
По улице бродили довольные голуби.
Голуби
Мы же решили подкрепиться и заглянули в попавшуюся нам на глаза кондитерскую. В ней очень кстати оказалась пара столиков - купленное можно было съесть на месте, запивая предлагаемым здесь же чаем или кофе. На Украине такие магазинчики-кафе - это вполне нормальное явление. Цены показались нам смешными - 1 - 3 гривны за пироженное, 20-40 гривен за килограмм торта.
Чай в кафе Кафе Кафе
Нашей целью в Севастополе был музей Херсонес ( официальный сайт, википедия ). Сейчас это всего лишь скромные остатки бывшего греческого города, находящиеся на самом берегу Черного моря. Выйдя из кафе, мы пошли в сторону улицы Стрелецкий спуск. Как и многие другие улицы города, она состояла сначала из приличного подъема, а затем не менее крутого спуска.
Большая Морская улица Стрелецкий спуск
Спуск Стрелецкого спуска оказался более зеленым и цветущим. А внизу нас уже встречал рыжий кот.
Цветы Цветы Кот
Со Стрелецкого спуска мы повернули на улицу Пожарова. По левой стороне улицы на пригорке располагается кладбище. Некоторые надгробия на нем вполне достойны внимания. Еще нам по пути встретился знак, подтвердивший правильность нашего маршрута.
Знак
Все вокруг нас говорило о том, что пришла весна.
Весна пришла Весна пришла Весна пришла
Тем временем мы дотопали до угла проспекта Гагарина и улицы Дмитрия Ульянова, которая вела уже почти напрямую к Херсонесу. Если посмотреть в обратную сторону, то вид был примерно такой.
Вид
Если в конце улицы Ульянова повернуть направо, то выйдешь на улицу Древнюю. Запомнилась она мне тем, что на ней стояли рядом достаточно прилично снаружи выглядевшая гостиница и российская военная часть.
Ворота военной части
Но сколько бы дорожке не виться - приведет она нас к нашей цели. В конце концов, усталые мы вышли ко входу в музей Херсонес.

Херсонес

Вход в музей как тогда, так и сейчас стоит одинаковых денег как для жителей Украины, так и для жителей России (аналогичная ситуация была и во всех других украинских музеях, в т.ч. во Львове). В музее был отдельный билет на фотосъемку, но им никто не интересовался. У входа сняли карту музея.
Карта музея
На территории музея располагается Владимирский собор. В часы службы в нем вход в музей "бесплатный". Проблема только в том, что службы идут рано утром и вечером.
Владимирский собор
Если от входа пойти направо, то очень скоро станут видны первые из местных раскопок. Эту часть музея видно и с улицы, когда подходишь ко входу, но вид с улицы несколько другой.
Справа от входа Справа от входа Тоже самое с улицы
Отсюда же, если присмотреться, виден и памятник защитникам Севастополя, стоящий в соседней Карантинной бухте.
Памятник
Слева от входа находятся развалины греческого театра. Театр охраняют два сторожевых кота.
Греческий театр Сторожевые коты
Прямо и чуть налево от входа располагается навес, под которым выставлены образцы греческой посуды и напольных мозаик. Само собой, все это загорожено решеткой.
Кувшины Мозаики Мозаики
За этим навесом располагался какой-то храм, но выглядел он несколько покинутым, посему мы к нему не пошли.
Храм
К слову говоря, территорию музея облюбовали художники. Когда мы только зашли в музей, рисунок у этого мужчины выглядел так. А когда мы шли мимо него обратно где-то через час-полтора, там уже было почти законченное полотно.
Художник Художник
Долго ли, коротко ли, но вышли мы к приморской части музея.
Сонный кошак На территории музея На территории музея На территории музея На территории музея
Эта часть музея представляет собой основную часть раскопок. К сожалению, когда видишь это своими глазами, впечатление смазывается - в основном тут стоят невысокие каменные стенки. Нужно хорошее воображение, чтобы увидеть здесь греческий город.
Стенки
Здесь же располагается и маленький кусочек Греции - несколько колонн и стенка. Именно их и вынуждены снимать под разными ракурсами фотографы глянцевых журналов о путешествиях, когда нужно привезти репортаж из Херсонеса.
Кусочек Греции Кусочек Греции Кусочек Греции
Мы же не так ограничены тематикой, поэтому вот еще несколько видов этой части музея. Особенно мне понравился домик на горе. Северная Франция...
Нижняя часть музея Нижняя часть музея Нижняя часть музея Почти Франция
По морю тем временем проплывала яхта, вдали же за ней виднелся военный корабль.
Корабли
Музей оставил у нас неплохое впечатление. На территории чисто, есть где перекусить, есть где посидеть, подышать воздухом (но нет - на чем посидеть). Неплохое место для пикника. Если вы уже оказались в Севастополе, то посетить его стоит обязательно.

Остаток дня

Обратно в центр мы возвращались той же дорогой. У упомянутого ранее кладбища заметили еще один южно-европейский пейзаж - козы, пасущиеся между каменных стенок.
Козы
На одном из стендов увидели классную рекламу - "Масло Олигарх - вкус детства" (и красная с черной икрой на упаковке масла).
Масло
Вернувшись на Большую Морскую улицу, мы перекусили в "Челентано" (украинская сеть пиццерий), напились там Боржоми (уже тогда из-за дури Кремлевских начальников эта минералка была запрещена в России) и пошли в сторону парка, находящегося на горе прямо над жд вокзалом (к югу от площади Ушакова). На площади стоял старый кинотеатр, оснащенный по последнему слову техники.
Кинотеатр
Здесь на зданиях все еще звезды - Советский Союз отступает не очень охотно.
Дом со звездой Начало Большой Морской улицы
Парк, в который мы шли, известен (в узких кругах :) ) своим военным музеем под открытым небом. Здесь же находится и здание диорамы "Штурм Сапун-горы".
В парке В парке В парке Диорама
В дальней части парка тогда находился парк аттракционов. Мы прокатились на традиционном колесе обозрения. Особый шик ему придавало то, что стояло оно почти на краю высокой горы. На фотографиях виды слева направо.
Колесо обозрения Колесо обозрения Колесо обозрения Колесо обозрения
Отсюда же можно в деталях рассмотреть местный жд вокзал.
Жд вокзал Севастополя
Да, а выхода с колеса не было...
Выход с колеса
В оставшееся до поезда время мы дошли до центрального почтамта, отправили оттуда на родину открытку с видом Севастополя (начав тем самым флэш-моб против почтальонов "отправь по письму из каждого города"), еще раз зашли в кафе, где мы были утром, закупились там едой в дорогу, пошли в сторону вокзала, забрали из камеры хранения наши вещи, случайно купили апельсинового сока Бiола (было жарко), удивились тому, что он оказался весьма качественным, купили еще его в дорогу (в добавок к минералке) и через полчасика сели в наш вагон СВ поезда 28 Севастополь-Киев. Забегая вперед, скажу, что это был лучший из всех вагонов, в которых мы ехали в ту поездку.

Напоследок - панорама Южной бухты в Севастополе.