Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Большое путешествие по Украине в апреле 2008 года. Львов, 10-12 апреля 2008 года.

Львов - предисловие

Это предисловие адресовано главным образом российским читателям, воспитанным страшилками российского телевизора о ужасных "западэнцах" во Львове, которые люто ненавидят москалей и не упускают шанса им нагадить.
В феврале 2008 года, когда мы были в гостях у моих житомирских родственников, даже они высказывали опасения после того, как я им сказал, что в апреле мы остановимся во Львове на три дня. Уж не знаю, какая пропаганда действует в восточной Украине, но принцип "разделяй и властвуй" тут абсолютно к месту.

В реальности, возможно, что отморозки во Львове есть. Как есть они и в любом другом месте. И также, как и в любой другой нормальной стране, их очень немного (так что шансов встретить их у вас практически нет). Мы были во Львове дважды (2008 и 2009 год). Оба раза мы говорили всюду только по-русски. Везде нас понимали. Проблемы могли возникнуть только при общении с молодежью (например, официанты). Ну не учит там молодежь русский язык последние много лет. Они его понимают, но сами говорят на украинском. Поэтому некоторый словарный запас при поездках в эту часть Украины иметь желательно. Это единственная замеченная мною там проблема для россиян-туристов.

О том, где остановиться во Львове

Как всегда - варианта два: гостиницы и квартиры. Самое неприятное во Львове - это то, что там есть большие проблемы с горячим водоснабжением. Это главное, что нужно учитывать при поиске. По квартирам особо сказать ничего не могу, но с ними всегда есть вероятность того, что вы приедете, а заранее оговоренной квартиры нет. А есть другая. Может хуже, может лучше...
С гостинцами во Львове ситуация такая - нужно останавливаться либо в самых дорогих, либо в самых дешевых. Нормальная ситуация с водой, как я понял, только в дорогих. А когда помыться уже толком не получится, то какая разница, какого цвета в номере обои (и сколько им лет)... Мнение автора - если вы приехали сюда на несколько дней - не пожалейте денег на нормальную гостиницу. Чтобы не было ложки дегтя во впечатлениях об этом безусловно приятном городе.

Львов, 10 апреля 2008 года, день первый.

Во Львове мы позволили себе шикануть - остановиться на три ночи в дорогом (по местным меркам) "Замке Льва". В 2008 году за полулюкс мы заплатили 850 гривен за ночь, сейчас он стоит 1000 гривен (в пересчете на рубли, между прочим, номер стал дешевле).
Жд вокзал во Львове расположен на северо-западном краю центральной части города. Прямо от вокзала идет трамвайная линия. Всех маршрутов, проходящих там не помню, но помню, что единичка едет как раз в центр (и проходит относительно недалеко от этого отеля). Тем не менее, мы пошли в отель пешком. По пути заглянули в пиццерию, перекусили там (мы, а не нами :) ) и пошли дальше к отелю. Он находится слегка в стороне от центра, но при этом в очень зеленом районе, на краю большого парка (Стрийский парк). Отель состоит из двух небольших зданий начала 20 века.

Наш полулюкс состоял из прихожей с холодильником, ванной комнаты с ванной и большой спальни.
Прихожая Спальня Спальня
Приведя себя в порядок, пошли гулять. Вот так выглядел наш отель с улицы. Слева наше здание, наше окно - полукруглое на первом этаже. Весь второй этаж там, как я понимаю, занимает один люкс. Рядом чуть более дешевое "австрийское" здание.
Замок Австрийский дом
Вот так выглядела улица Глинки, на которой стоит отель. Чуть ниже на ней стоял еще один замок. Ну, думаю, хорошо люди живут. Однако, на табличке на доме было написано "Львовская детская художественная школа". Так и не понял, правда или нет... Кстати, улица была вымощена ну очень крупными булыжнками...
ул. Глинки Художественная школа? Брусчатка
Пошли в сторону улицы Коперника и дальше по ней к центру города (под центром надо понимать площадь Рынок и ее ближайшие окрестности). Пейзажи по пути:
ул. Коперника и окрестности ул. Коперника и окрестности ул. Коперника и окрестности ул. Коперника и окрестности
Вдоль улицы идут трамвайные пути. Небольшой отрезок пути решил проползти. Привели нас рельсы вот на такой почти что трамвайный "вокзал". А потом рельсы закончились...
По рельсам Вокзал Закончились
Выходим к центральному почтамту. Какой-то он тут более мрачный, чем в Киеве, Севастополе или Ужгороде. Ну да ладно, нам на нем не жить. Бросаем конверт в ящик "для листов за кордон".
Почта
От почты идем в сторону дворца Потоцких. Вроде бы здесь снимали сцену знакомства Д'Артаньяна с Д'Тревилем. (ссылка на сайт о съемках "Трех мушкетеров" во Львове).
Дворец Потоцких Дворец Потоцких
Отсюда уже было рукой подать до проспекта Свободы - улицы-площади в центре города.
Проспект Свободы
На проспекте стоит памятник Тарасу Шевченко. На Украине это такой же распространненный памятник, как в России - памятник Ленину. Вдали видна башня городской ратуши. К слову, на эту башню можно вполне официально подняться. Но приходить к главному входу ратуши нужно то ли до 15:30, то ли до 16:30. Потом не пускают. В торце проспекта стоит театр оперы и балета. В 2008 году он был окружен строительным забором, поэтому ради исключения фото 2009 года.
Шевченко и Ратуша Театр
Идем по проспекту в обратную сторону. Заметили еще одну местную гламурную гостиницу - "Гранд Отель".
На проспекте Гранд-отель
Идем вдоль трамвайных путей в сторону площади Рынок.
ул. Беренды

Площадь Рынок - это сердце старого Львова. Здесь много домов 15-16 века. Площадь имеет прямоугольную форму с ратушей посреди площади. По краям площади дома стоят стена к стене, как и в аналогичных местах старой Западной Европы.
пл. Рынок пл. Рынок пл. Рынок
Самое известное (на мой взгляд) здание на площади - это Черная Камяница (справа на фото). На многих зданиях здесь висят таблички еще советских времен о том, что дом является памятником архитектуры.
Черная Камяница Памятник архитектуры
У четырех углов ратуши стоят четыре фонтана со скульптурами - Нептун, Амфитрита, Адонис, Диана.
Нептун Амфитрита Адонис Диана
А вот и вход в саму ратушу. Снимать ратушу с площади не очень удобно - нужно отходить в самые углы площади. В 2008 году красиво снять не получилось, вот фото 2009 года.
Вход в ратушу Ратуша издалека
В одном из углов площади есть замечательный перекресток - улицы Русская и Сербская (да, во Львове, в центре). На снимке, кстати, видны курсы валют в апреле 2008.
ул. Русская и Сербская

Время шло к вечеру, мы решили, что для первого дня походов нам хватит и пошли обратно к отелю. Еще несколько интересных улочек по пути.
ул. Петра Дорошенка На обратном пути ул. Коперника
Где-то недалеко от трамвайного депо (в конце улицы Коперника) нашли табличку "100 лет Львовскому трамваю". В этом году будет уже 117.
100 лет трамваю во Львове
В магазине недалеко от гостиницы мы закупились едой. Пришли в номер. Открываем морозилку... А там лежит тема многих анекдотов... Да, сало в шоколаде. Подарок от гостиницы. Поездка, можно сказать, удалась.
Сало в шоколаде Сало в шоколаде Сало в шоколаде
Сало в шоколаде Сало в шоколаде

Львов, день второй. 11 апреля 2008 года.

Проснувшись утром, мы пошли искать, где нас будут кормить завтраком, входящим в стоимость номера. В коридоре нашли указатель, что ресторан находится внизу. Спускаемся, а нам навстречу идет администратор гостиницы:
-Вы на сниданок?
Вот в такие моменты и хорошо немного понимать по-украински :) Как оказалось, в ресторане идет ремонт, поэтому завтрак нам принесут прямо в номер. Больше всего в завтраке порадовали куски бекона.
Завтрак
Пара снимков внутри отеля.
В отеле В отеле
На этот день у нас был запланирован "зеленый" маршрут - по паркам Львова. Начали мы со Стрийского парка, который находился прямо за нашим забором. Как оказалось, рядом с парком находится и Львовский войсковой институт сухопутных войск. Недалеко от его главных ворот стоит мемориал победе над фашистами.
Войсковой институт Мемориал Мемориал
Стрийский парк достаточно велик. Он вытянут с запада на восток. Западная часть - это дорожки почти что в лесу. В восточной части парка находится пруд с лебедями и зимний сад. В парке мы видели несколько видов птиц (в том числе дятла, которого мы через 2 месяца встретим в Малых Корелах ), пару белок.
Парк Белка Парк Парк
Дятел Парк Парк Парк
Восточная часть парка Парк Парк Крышечка
Теперь мы хотели добраться до Львовского музея народной архитектуры и быта (на картах он называется парк "Шевченковский гай", музей находится в восточной части парка). Для этого нужно было выйти в центр, повернуть на Лычаковскую улицу и прошагать по ней километр-другой. По пути попались на глаза пара красивых домов-"кораблей" и очередные недоеденные рельсы. Все-таки не любят рельсовый транспорт, то ли дело куча чадящих маршруток...
У восточного выхода Стрийского парка Остатки рельсов Дом-корабль Дом-корабль
Уже на подходе к парку мы увидели вот этот дворец. Как и увиденный нами днем ранее дворец, он тоже принадлежит народу. Это госпиталь Министерства обороны.
Госпиталь

Львовский музей народной архитектуры и быта

Рядом со входом в музей сидит, правильно, Тарас Шевченко. Еще у входа была замечена шифро-карта. Вместо того, чтобы подписать регионы музея словами, их подписали номерами. Зачем? А чтобы сделать "перевод" на украинский и транслит. Из карты можно понять, что львовский музей специализируется исключительно на зданиях Прикарпатья, Карпат и Закарпатья.
Шевченко Карта музея
Сам музей достаточно велик, лазить по нему можно долго. Где-то в середине есть здание с выставочными экспозициями (при нас там была одежда Карпат), но понять или запомнить, что там к чему - это для профессионалов. Сейчас пишу и вспомнил про Суздальский музей деревянного зодчества. Так вот музей в Суздале - это карлик даже по сравнению со Львовским музеем. Да и природа в Львовском музее гораздо выигрышнее - белочки, птички...
В музее В музее В музее В музее
В музее В музее В музее
В музее В музее Три сороки Белка

Высокий замок

Выйдя из музея, мы пошли по парковой зоне в сторону высшей точки Львова - горы "Высокий замок". Проблема была в том, что у меня на руках была только карта. Я не представлял, как выглядит это место в реальности. Посему, когда мы вышли к первой попавшейся нам вроде как действительно высокой горе, я подумал, что мы пришли. Наверх вела вполне приличная тропинка, по пути наверх встретилась кой-какая моложежь. Ничего не предвещало облома. Сверху был даже виден центр города...
Вид на центр
Только вот Высокий замок оказался следующей горой...
Высокий замок
Ну что ж, спуск, "перебежка" и подъем на настоящий Высокий замок. А вот и предыдущая гора.
Наверх Первая гора
С погодой в тот день нам сильно "повезло". Почти все время, которое мы пробыли на Высоком замке, шел дождь. Народа, тем не менее, было более чем достаточно. Слышалась даже английская речь. Несмотря на погоду, там же крутилась тетушка, предлагала бинокли на прокат. Сверху хорошо видно, из каких частей состоит город. С южной стороны - старая центральная часть, с северной - советские жилые кварталы. Панорама центра:
Вид на север:
Вид на север

Еще немного центра города

Пора спускаться. Вот первая улочка, куда мы вышли с Высокого замка. Тут прекрасно виден перепад высот даже в основании горы.
Спустились с замка
Спускаемся по улице Максима Кривоноса дальше. Впереди вдали виден собор Святого Юра. Впрочем, он у нас в программе на следующий день.
Собор Св. Юра
Чуть дальше, к востоку от рыночной площади, стоит пороховая башня. С одной стороны она выглядит круглой:
Пороховая башня
С другой стороны - вытянутой:
А с третьей - почти обычной стеной львовского дома (кстати, внутри там хороший сувенирный магазин). У входа в башню лежат львы.
Пороховая башня Львы
Дальше мы решили немного обойти центр с северной стороны. Большое желтое здание - это детский кукольный театр.
Просто красивое место Театр кукол
Пройдя театр кукол, мы свернули в центр и вышли на улицу с, наверное, самым большим процентом зданий-памятников архитектуры (и большинство из них находится в плохом состоянии...) - Армянскую улицу. В конце улицы (она заканчивается тупиком) находится кафе с аутентичным названием "Арарат" :)
Армянская улица
Вот виды в другую сторону. Хорошо смотрятся "балкончики" над входами в дом. С учетом возраста этих домов, заходить там в дом должно быть немного страшно. А вот пройтись туристом по улице - очень даже красиво :)
Армянская улица Армянская улица Армянская улица
Здесь же располагается и самая старая в городе Армянская церковь. На ее дворе снимали сцену дуэли в "Трех мушкетерах". К сожалению, она располагается в таком хитром закутке, что хорошо снять ее очень сложно. А во дворе еще и шел какой-то ремонт...
Армянская церковь Армянская церковь Армянская церковь
Дождик, который особенно усердно поливал нас на территории Армянской церкви, решил закончиться, как только мы отошли от нее на достаточное расстояние. Трамвайные пути недалеко от площади Рынок:
Трамвайные пути
Здесь мы свернем налево. Вот это не особо примечательное здание - это гробница Боимов. С правой (невидимой с улицы) стороны оно выглядит авбсолютно иначе. Но мы эту сторону увидим только завтра.
Гробница Боимов
К этому времени мы уже несколько устали и решили идти в сторону гостиницы. На этот раз по улице Петра Дорошенка. Через пару кварталов решили свернуть с нее в сторону парка Ивана Франка, где стоит памятник Ивану Франко напротив университета (как я понимаю, тоже его имени). Ну что ж, парадный фасад здания университета действительно красив.
Университет Университет
Парк напротив университета - это скорее всего остатки старого более основательного парка. Но для практически центра города он выглядит более чем диким.
Парк Ивана Франко
Нет, парк более чем ухожен и тут есть вот такие "проспекты", я имел в виду наличие такой дикой природы в городе.
Проспект в парке
Когда мы шли по парку, мое внимание привлек какой-то странный хруст сверху. Поднимаю голову - а там "белка песенки поет и орешки все грызет". Что у нее за орех был (по размеру и форме похож на грецкий), откуда она его взяла тут, и откуда она тут сама взялась (в парке, находящемся глубоко внутри жилых кварталов) - на это у меня ответов нет...
Белка в парке
К моменту, когда мы вернулись в отель, погода стала просто замечательной:
Солнце
Вечером мы вышли перекусить в находившуюся недалеко от нас "Картопляну хату". Вообщем-то, это фастфуд, но гораздо более приличный и более здоровый, чем многие другие известные в России сети (в РФ, насколько мне известно, "Картопляной хаты" нет; другая сеть с созвучным названием не имеет с ними ничего общего). В следующий наш приезд на Украину (в июле 2008 года) это же заведение спасало нас от голода в Черновцах.

Львов, 12 апреля 2008 года, день третий.

Программа третьего дня у нас оказалась на удивление простой - пройтись по еще не увиденным местам из путеводителя и по тем местам, где в первый день нас терроризировал дождь. Номером один в программе был собор Святого Юра, стоявший (относительно дороги от нашего отеля к центру города) несколько на отшибе.

Выйдя из отеля на соседнюю улицу, я обратил внимание, как далеко видно с этого места:
Вид на центр
На этой улице стоит вот такой "дом с горгульями":
Дом с горгульями Дом с горгульями Дом с горгульями
Проходя по окрестностям трамвайного депо, грех не сфотографировать несколько трамваев.
Трамвайчики Трамвайчики Трамвайчики
Наш путь лежал мимо Львовского Политеха. Тоже очень красивое здание. В его окрестностях много достаточно дешевых кафешек - студенческий район все-таки.
Львовский Политех
Уже где-то в жилых домах за Политехом мы обнаружили вот такое чудо:
Сторожевой пес
До Собора оставалось пройти совсем немного. Как я уже обратил внимание в первый день, собор стоит на холме. Внешняя стена эстетической ценности не представляет, но только из-за нее собор можно снять полностью:
Собор Св. Юра
После того, как подойдешь к собору поближе, деревья начинают заслонять лес - слишком сосредотачиваешься на деталях.
Собор Св. Юра Собор Св. Юра Собор Св. Юра Собор Св. Юра

Дальше нужно было попасть в западную часть центральной части города. Проходя мимо университета Ивано Франко (слева от входа в центральное здание), мы обнаружили скульптуру с кодовым названием "Пятка":
Пятка
За театром оперы и балета мы повернули налево и вдоль гостиницы "Львов" (?) пошли в западную сторону. Там находятся достаточно красивые кварталы. К тому же там на улицах явно меньше народа, чем в центре. В одном месте мы увидели башню городской ратуши:
Вид на башню ратуши
Этот район в тот момент определенно выигрывал от цветущих вишен:
К западу от рыночной площади К западу от рыночной площади К западу от рыночной площади
Проходя по Армянской улице мы увидели эту суровую женщину-скалолаза:
Скалолаз
К востоку от площади Рынок находится вот эта площадь, облюбованная местными букинистами. Они собираются под памятником одному из первых русских эмигрантов - Ивану Федорову, который долгое время работал именно здесь.
Под Федоровым
Рядом с памятником первопечатнику стоит вот этот громадный Доминиканский собор. Улочка за ним в этот момент оказалась редко пустой.
Собор Собор
Дальше мы пошли на юго-восток. Во дворе одного из монастырей мы увидели скульптуру "Ну не знаю я...":
Не знаю
И снова к площади Рынок. По пути посмотрели на правильную сторону гробницы Боимов (в первый день мы увидели только неправильную :) В кафешке рядом погоняли львовской кавы с пирожными.
Гробница Боимов
Дальше наш путь лежал к музею-аптеке (находится прямо на одном из углов площади Рынок). Уникальное заведение - это все еще действующая аптека, но за несколько гривен вас пропустят в "застенки" аптеки - несколько соединенных помещений на первом этаже и в подвале, посвященных разным аспектам деятельности средневековых аптекарей. При небольшом везении можно прибиться к одной из организованных экскурсий (не помню, внешние там экскурсоводы или свои) и еще и послушать, что там и как :)
Музей-аптека Музей-аптека Музей-аптека Музей-аптека
Коридоры музея выводят во внутренний двор-колодец. Вот такая тут изнанка центральной площади города.
Во дворе музея Во дворе музея
Вторая половина музейной экспозиции находится в подвале. На самом деле, людей там было достаточно много, но мы их разогнали :) Интересно, много ли таких подвалов в окрестностях площади и есть ли между ними соединения.
Музей-аптека Музей-аптека Музей-аптека
Теперь оставался непройденным только район жд вокзала (да, мы там были в первый день, но с кучей вещей, и разевать рот особенно не хотелось). До вокзала мы доехали на трамвае прямо с площади Рынок. Не знаю, как сейчас, но тогда во львовских трамваях использовалось ноу-хау - кондуктор, продающий талончики для компостирования (при этом компостировать их все равно было нужно самому). После я такое встретил только в Иркутском трамвае в 2010 году. Так вот, по пути в вагон еще и подсели контролеры, проверявше наличие прокомпостированных талонов. Прям таки Индия, где тоже выдумывают, как бы занять побольше народа...

Первый жд вокзал во Львове был открыт в 1861 году. В начале 20 века было решено построить новый вокзал, т.к. старый не справлялся с пассажиропотоком. Новый вокзал был открыт в 1904 году и был одним из самых современных для своего времени. Во время Первой и Второй Мировых войн зданию вокзала крепко досталось, но после войны его восстановили со внешне прежним стилем (а вот залы внутри получили дизайн сталинского барокко). Статья на википедии на данный момент удивительно скупа, поэтому вот еще одна ссылка на рассказ об услугах, которые можно получить на вокзале в данный момент. От себя хочу добавить, что билеты, купленные через e-kvytok, выдают только в кассе номер 1.
Для пассажира дальнего следования вокзал очень прост - с улицы входим в центральный зал - тут расположены кассы дальнего следования (обратите внимание - часть из них продает билеты только на ближайшие 24 часа, часть - только более поздние). Коридор из зала налево ведет в платный зал ожидания. Как левый, так и правый коридоры из центрального зала ведут к платформам. Входы в туалеты расположены в этих переходах - мальчики налево, девочки направо.
Фотографии: вход в вокзал, центральный зал, вид под дебаркадером в обе стороны.
Жд вокзал Львова Жд вокзал Львова Жд вокзал Львова Жд вокзал Львова

Подъезжая на трамвае к вокзалу, вы практически обязательно проедете мимо большого костела. Это костел святой Эльжбеты (Елизаветы). Обязательно прочитайте об его истории. Можно сказать, "костел невезения"...
Костел Святой Эльжбеты Костел Святой Эльжбеты Костел Святой Эльжбеты
На этом наша программа во Львове закончилась. В завершение - одна редкая (скрещение на 90 градусов) и одна красивая трамвайная фотография:
90-градусное скрещение путей Тихая улочка неподалеку

На следующий день мы должны были уезжать поездом, уходящим в 7-30 утра в Ивано-Франковск (первый отрезок пути в Каменец-Подольский), поэтому в этот день мы решили идти спать пораньше. У нас была альтернатива - уехать уходящим около 9 вечера "кругосветным" ночным поездом 604 Львов-Черновцы, но почему-то я ее не выбрал...