Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Поездка в Нижний Новгород на Сапсане. 30-31 июля 2010 года

О поездках в Нижний Новгород

Нижний Новгород был в наших планах в течении долгого времени. Проблемы создавал, как обычно, транспорт. Самолеты в НН летели из Москвы либо рано утром, либо поздно вечером (причем рейсы НН-Москва прилетали в Москву уже в такое время, что мы были бы вынуждены пользоваться такси).
Ситуация с поездами была не сильно лучше - дико переоцененные ночные фирменные поезда, идущие 6.5-7.5 часов и приходящие в НН в районе 7 утра. В сторону Москвы из НН утром шли ускоренные "Буревестники", но московскому туристу от них толку мало. Ему возвращаться в Москву можно было либо на ходящем через день поезде Ижевск-Спб, уходящем из НН в 14-00, либо опять же ехать ночным поездом, платя дикие деньги за билеты и при этом толком не высыпаясь две ночи подряд.

Короче, несмотря на то, что НН - вот он, не так уж и далеко, тратить на поездку нужно было день и две ночи. Это нас и удерживало от поездки. Ситуация поменялась в конце июля 2010 года с пуском в Нижний Новгород "Сапсанов". В НН они шли транзитом из Спб через Москву. Расписание у них было практически симметричное - в 15 из НН/Спб, в 19 встреча в Москве на Курском вокзале, в 23 - прибытие в Спб/НН. На самом деле, особой нужды в пуске в Нижний Новгород именно "Сапсанов" не было, так как даже они проходят расстояние в 440 км (Мск-НН) за 4 часа. Можно было бы обойтись и российскими вагонами/электровозами. Ну да жираф большой, ему пилить...

На данный момент возможностей поехать на день в НН из Москвы стало еще больше. Помимо упомянутой выше пары Сапсанов, запущена симметричная пара Сапсанов 6-45 - 10-40 (в обе стороны). При выборе нашего режима поездки можно воспользоваться и поездом 154 Мск-НН 16-45 - 21-25 (в это время до гостиницы можно будет добраться еще общественным транспортом). Для жителей Спб альтернативой Сапсанам Спб-НН может быть только фирменные поезд "Волга" (тоже Спб-НН) - воспользовавшись им, можно не тратиться на гостиницу. Ситуация с самолетами, и, особенно, ценами на них, по прежнему слишком печальная...

Первый Сапсан в Нижний Новгород

Первый Сапсан в Нижний Новгород был запущен 30 июля 2010 года. Вот на него мы и приобрели билеты. Когда мы приехали на Курский вокзал, то обнаружили, что Сапсан из Нижнего Новгорода встречают с оркестром и прочими аттрибутами начальствопоклонения.
Оркестр
О чудо! Сапсан подъезжает! Всем поклониться и сделать ку!
Сапсан
Человек за спиной у машинистов, судя по всему, и был тем большим Начальником, из-за которого был устроен весь Цирк.
Сапсан тем временем проехал мимо всех в дальний (высокий) край первой платформы. "Запевай" - кричит дирижер. К поезду изначально было допущены только журналисты и люди в форме.
Оркестр
Ну да мы не гордые, пойдем на одну из островных платформ, тем более что именно туда должен прибыть наш Сапсан в Нижний Новгород. Оттуда и посмотрим на пришедший Сапсан в Питер.
Сапсан
А вот и наш поезд появился на горизонте.
Что-то и на нашей платформе не густо народа. Не пускают? :)
А, наш оркестр все еще на месте...
Оркестр
По прибытию нашего поезда выяснилось, что ни одно электронное табло в нем не работает. А зачем? Табличек с номерами вагонов также не наблюдалось. Вот народ и бегал вдоль 10 длинных вагонов во время 10 минутной стоянки поезда (он слегка опоздал). А в это время в середине платформы стояла вот эта вот группа дружелюбных и улыбчивых лиц, выползших сюда с Сапсана с первой платформы. Интервью раздавали, наверное... Заодно создавали толпу. Как они, все-таки, в камеру улыбались хорошо...
Лица

Где-то на выезде из Москвы, еще не особо разогнавшись, мы обогнали одну электричку. Где-то в то время по интернету ходил ролик о том, как народ в Подмосковье вынужден ездить на крышах электричек. Все, что я видел, мне показалось достаточно постановочными роликами (и ни в одном я не видел людей реально на крыше электрички во время ее движения). Так вот, в тот день я увидел, что это возможно. Несколько парней в масках, часть из них была в касках с камерами, сидели над двумя межвагонными переходами в обгоняемой нами электричке и махали нам. А моя камера лежала в сумке на багажной полке (билеты у нас были на места у прохода, поезд вечерний и я не ожидал чего-то необычного)...
В газетах в начале следующей недели я нашел сообщения о том, что милиция предотвратила массовый проезд на крыше электрички. Причем это было представлено так, что всех, кто собирался ехать на крыше, повязали еще на дальних подходах. Ага, определенно...

Во Владимире мы увидели первые следы лесных пожаров, в тот момент еще не успевших добраться до Москвы - все стояло в дыму. Прибыли мы немного раньше расписания, поэтому к радости курильщиков 2 минуты стоянки превратились где-то в 5. К радости - потому что курение в Сапсане запрещено.
Во Владимире Во Владимире

Нижний Новгород

Остаток пути до Нижнего Новгорода прошел уже после заката Солнца, поэтому толком рассмотреть за оном ничего не получалось. Все-таки это не свое собственное купе, где можно выключить свет и смотреть в окно.

Прибыв в НН, я понял, что имел в виду один из моих коллег, когда предупреждал меня о том, что город последние пару дней был сильно задымлен. Эпитеты после лета 2010 года увиденному давать не хочу - это на себе прочувствовали все. Не хочу и давать эпитеты тем людям, которые отменили Лесной Кодекс, действовавший до 2007 года.
Нижегородские ночи Нижегородские ночи Нижегородские ночи

Ночь мы провели в "отеле" "Центральный", расположенном в минутах 10 пешком от жд вокзала. Как оказалось, на самом деле это старая советская гостиница с крошечными номерами, в части которых сделали легкий косметический ремонт (в том самом смысле, который известен сдающим/снимающим квартиры). Крайне не рекомендую. Вот такой вид из окна был у нас на следующее утро.
Утро в сосновом бору
Попробовали открыть окно, открыли, тут же закрыли, оценив прелестный запах на улице. Поняли, что за день основательно прокоптимся.

Выписавшись, пошли гулять. Как ежики в тумане. Рядом в гостиницей обнаружился Вовка, вопрошающий, сколько еще рядом с ним будет стоять эта пародия на гостиницу.
Вован Ильич
Набережная Оки в то утро отличалось особенно плотным движением и дальностью обзора.
Пустые улицы
Неподалеку находилось здание Нижегородской ярмарки. Красиво, конечно, но за закрытым забором.
Ярмарка
Кстати, Оку здесь разделяет на две части остров, она на самом деле шире. Напротив ярмарки находится небольшая пристань. Судя по объявлениям, оттуда ходили прогулочные катера. Только сомневаюсь, что в те дни они были на ходу.
Пристань
Забрались на Канавинский мост - нам нужно на правый берег Оки, в центральную часть города.
С Канавинского моста
А вот и правый берег Оки показался...
На другом берегу нашли знак "Готовь сани летом...":
Лед
Честно говоря, даже не знаю, какой из двух этих видов Канавинского моста мне нравится больше.
Канавинский мост Канавинский мост

Центральная (правобережная) часть НН находится на высоком берегу у места слияния Оки и Волги. Мы поднимались на эту горку от Канавинского моста вдоль Похвалинского съезда. Для пешеходов здесь сделана лестница наверх. Вид с лестницы:
С лестницы
Поднявшись наверх и пройдя вдоль спуска немного вперед, мы нашли пешеходный мостик через него. Машины поднимались по спуску и уходили в туманную даль.
Похвалинский съезд
Наконец мы вышли к старой части города. Нижегородские дворики:
Дворики
А вообще, как-то денег на краску и штукатурку тут не хватает.
НН НН
А вот исключительно дизайнерский дом. Первый этаж в ставнях, второй - исключительно с деревянными окнами, третий - исключительно с пластиковыми.
НН
В ту жару главными источниками воды в городе стали кондиционеры:
Текущие кондиционеры
На улице главного КВН-щика Маслякова нам встретилась вот такая 2.5-этажная фазенда:
На улице Маслякова На улице Маслякова На улице Маслякова

Долго ли, коротко ли, вышли мы на нижегородский Арбат - Большую Покровскую улицу. Несмотря на пешеходность, в некоторых местах машины все-таки по ней ездили... Начинается улица с памятника почтальону.
Памятник почтальону
Пожары пожарами, а свадьбы по расписанию. Чем дальше мы шли, тем смешнее они выглядели в тот день. Что поделать, погода такая.
Свадьба Свадьба Свадьба
Памятник "Дама с зеркалом". Многие не упускают возможность заглянуть в бесплатное зеркало.
Дама с зеркалом Две дамы с зеркалом
Одну из столь ценных скамеек заняла еще одна дама:
Дама с ребенком
По-прежнему идем в неизвестность:
Дым на Большой Покровской
Вот что скрывала неизвестность! Местное отделение Сбербанка. Самый большой в мире банкомат с кукушкой:
Банкомат
Вход для посетителей (или для сотрудников?):
Вход1
Вход для сотрудников (или для посетителей?):
Вход2
Ну и еще несколько прэлэстных деталей:
Банк Банк Банк Банк
Тем временем я ненадолго решил свернуть с вылизанного центра. Напротив одного из входов в банк находится подворотня. Пройдя через нее, попадаешь в абсолютно другой мир. Если бы не пластиковые окна и тарелка "Триколора", то понять, снималось это сейчас или 50 лет назад, крайне сложно. И находится все это в 200 метрах от Большой Покровской. Грузинская улица:
Грузинская улица Грузинская улица Грузинская улица Грузинская улица Грузинская улица
Возвращаемся обратно. Большая Покровская по-прежнему многолюдна. Субботний день все-таки.
Большая Покровская
Улица буквально уставлена разными скульптурами.
Большая Покровская Большая Покровская Большая Покровская
Особенно порадовал мальчик из настолько бедной еврейской семьи, что у них не хватило денег на смычок.
Большая Покровская
На скамейке неподалеку от мальчика отдыхал Евгений Евстигнеев.
Евстигнеев
А потом мы нашли козу :)
Коза Коза
Композиция "Охота на голубей":
Голуби Голуби
Тем временем мы подошли к противоположенному концу Большой Покровской улицы. Еще пара скульптур:
Большая Покровская Большая Покровская
В конце улицы находится одно из зданий нижегородского облсуда. Как мы выяснили, там подрабатывают изготовлением свадебных нарядов.
Суд

Большая Покровская улица выводит нас прямо к Нижегородскому Кремлю. Если вы думаете, что знаете все российские кремли - проверьте себя, они перечислены внизу страницы по ссылке. В нижегородском Кремле, если честно, от Кремля остались только стены. Все остальное занято разными властно(отдельно)-военными(отдельно) постройками. Сразу у входа в Кремль (обычно открыто несколько ворот, мы зашли через ближайшие), но уже внутри его стен, находится выставка военной техники.
Военная техника в Кремле
В Кремле мы встретили очередных ежиков в тумане новобрачных.
Новобрачные в Кремле Новобрачные в Кремле
Вообще говоря, в Кремль они приезжают из-за видов сверху на Волгу. В тот день виды были редкостные:
Вид на Волгу из Кремля
Полазив еще немного по Кремлю, мы пошли на выход, в сторону Чкаловской лестницы.
Нижегородский Кремль Нижегородский Кремль Нижегородский Кремль

Под Чкаловым особо одаренная тетка-"свадебный фотограф" фотографировала своих клиентов на фоне основания памятника и серого фона за спиной.
Под Чкаловым
Спускаемся по лестнице. Я был удивлен, что сверху лестницы берег Волги все-таки был виден.
Чкаловская лестница Чкаловская лестница
Два классических вида лестницы снизу. Интересно выглядит силуэт Чкалова на фоне силуэтов людей наверху.
Внизу лестницы буянили очередные новобрачные:
Внизу лестницы
Снизу Волга напоминала "Темзу" из фильмов о Шерлоке Холмсе.
Темза

Здесь стало ясно, что времени до "Сапсана", на котором мы должны были возвращаться, у нас осталось совсем немного (чуть больше часа), поэтому мы решили возвращаться. Двинулись вдоль Волги по Кожевенной и далее Рождественской улицам обратно к Канавинскому мосту. Здесь, на улицах у Волги, было на удивление мало машин и людей. Мы слегка этим воспользовались, пройдя часть пути прямо по проезжей части. Сейчас понял, что архитектура этих улиц здорово напоминает центр Санкт-Петербурга.
Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги Улицы у Волги

Сапсан на Москву

В Сапсан мы сели минут за 10 до его отправления. Я, наивный, взял билеты в последний вагон на места прямо за кабиной машиниста. Думал, что там прозрачная стенка в кабину... Ну конечно же:
Последний отсек
Тем не менее, это отдельный отсек на 8 мест и, по идее, тут должно быть покомфортнее, чем в остальных вагонах эконом-класса. По сравнению с первым рейсом (пятница вечер), битком набитым пассажирами и халявщиками-журналистами, состав был абсолютно пустой (занято процентов 30 мест, а в нашем вагоне и еще меньше).
Последний вагон
Перед Владимиром, в Боголюбове, снял и церковь Покрова на Нерли и Боголюбовский монастырь. На фотографиях не пасмурно, это тот же самый дым. Владимир и Боголюбово описаны в отдельном рассказе о нашей первой поездке туда: Владимир и Боголюбово, 8 июля 2006 года.
Церковь Покрова на Нерли Боголюбовский монастырь
Во Владимир прибыли минут на 5 раньше графика, как и по пути туда. Так что даже Сапсанам у нас не хотят давать не тянутые графики.

В Москве же заканчивались последние дни без дыма...