Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в путешествия по России и Украине

Поездка в Мурманск 8 - 10 мая 2010 года.

Часть 3. Мурманск и его достопримечательности. 12-00 - 19-00 9 мая.

Наконец, мы прибыли на жд вокзал Мурманска. Вокзал находится на склоне одной из сопок. Поэтому само здание вокзала находится находится выше вокзальных путей. Путей, кстати, немного - всего три. Уж не знаю, из-за небольшого движения ли, или из-за того, что за путями продлжается склон.
Вокзал Мурманска
Грузовой парк за станцией (севернее нее) - вполне значительных размеров. Температура воздуха в городе к нашему прибытию поднялась до плюс 5 :)
Грузовой парк

Первым делом мы решили сходить к морскому вокзалу. Он находится налево и чуть вперед относительно движения прибывшего в Мурманск поезда. Из самого вокзала сейчас, похоже, ничего уже не отправляется. Чуть севернее по причалу есть место отправления катера на противоположенный берег Кольского залива (район Абрам-мыс). Туда же, в принципе, ходят и автобусы из города (по ранее упомянутому мосту).

У причала рядом с речным вокзалом была толпа народа. Как мы выяснили через несколько минут, люди ждали парада. В этих краях солдаты маршируют, простите, корабли идут по Кольскому заливу. Кроме того, у берега стоял ледокол "Ленин" (он там постоянный житель) и военный корабль "Кондопога" (очень к месту название).
Ленин и Кондопога
Однако, вскоре к толпе подошел полковник в милицейской форме и стал обхяснять людям, что они не правы, тут ничего не будет. А будет всё напротив "Алеши" (это главный местный памятник, про него речь пойдет дальше).
Алеша
Объяснял он это всё без матюгальника, подходя по очереди к каждой группе людей. Услышав эту новость, мы двинулись обратно в сторону города. Выйдя к автобусам, мы обнаружили, что нужное нам направление пользовалось в тот момент дикой популярностью. Лезть в переполненный автобус особого желания у нас не было, поэтому мы пошли в нужную сторону пешком.

Если встать спиной к вокзалу, то прямо перед нами будет короткая улица, ведущая к центральной прощади города - площади Пяти Углов. По всей видимости, она получила такое название за то, что от нее расходятся 5 улиц :)
5 углов
В честь праздника площадь и прилегающие части этих улиц были перекрыты. Взяв нужное направление, мы пошли по одной из этих улиц. В конце улицы была странная картина - две панельные 9-этажки, стоящие друг над другом - улица упиралась в сопку.
Сопки
Ну а наверху сопки нас ждал памятник "Алеша". Как мы чуть позже поняли, наверху, да не этой сопки, а той, что стоит сверху этой... Аборигены достаточно легко обгоняли нас в подъемах на них - если ходить в такие горы каждый день, то скоро перестанешь обращать на них внимание.
Подъем на сопки

В конце концов, мы добрались до "Алеши".
Алеша
Он действительно стоит над городом - отсюда виден весь Мурманск.
Мурманск
Если идти от вокзала, как шли мы, до есть два пути на эту сопку. Первый путь короткий - по грунтовой дороге сразу вверх. По ней шагало много местных жителей, и мы решили последовать их примеру. Дорожка оказалась несколько грязной - это раз, и кое-где нужно было идти по мху - это два. Чем неприятно хождение по мху? В него проваливаются ноги, а кроме того, под ним может быть лужа - и наступив на вроде сухой мох, на самом деле ты наступаешь в возможно глубокую воронку с водой.
Второй путь - длинный - он начинается с обратной стороны не только сопки, но и прилегающего к ней озера. Но зато он асфальтированный. Им мы воспользовались на обратном пути.

По доброй российской традиции, вход на парад был только по приглашениям. Местные шишки орали в матюгальник, установленный у основания памятника, обращенного к заливу, а матросы с кораблей делали вид, что слушали все это. Почти вся территория вокруг памятника была оцеплена и для прохода вовнутрь оцепления был нужен пропуск. Мы же пришли абсолютно вовремя - торжественная часть как раз закончилась, и оцепление только что сняли. Корабли же были вполне на месте - прямо напротив памятника.
Корабли Корабли
Сам памятник стоит на возвышении. Залив же удобнее снимать с чуть более низкой точки сопки, за которой сопка начинает резко обрываться в сторону залива. Проблема была в подходе к этой точке - склон обильно порос мхом и нужно было очень внимательно идти, чтобы не черпануть воды обувью - лучше за кем-то :)

Сняв корабли, друг друга, "Алешу" и панорамы Мурманска,
Я Вера Вид на север Вид на север Ягоды на сопке
мы решили идти к следующему пункту нашего путешествия - мурманскому океанариуму.
Океанариум
Содержатся тут исключительно представители семейства ластоногих - нерпы, тюлени и т.д. Здание в форме белой полусферы находится недалеко от берега озера, расположенного у подножия "Алеши".
Озеро на сопках
Билеты в океанариум не очень дешевы - 400 рублей за взрослый билет плюс 100 рублей за съемку. Однако, представления идут три раза в день пять дней в неделю (по-моему, кроме понедельника и вторника), при условии, что продано хотя бы 3 билета (это по слухам).
На нашем сеансе было человек 20. При зале, расчитанном мест на 45, вполне нормально.
Внутри океанариума
Само представление идет 45 минут. После него можно (за отдельные деньги) сфотографроваться с морским зайцем. Шоу сделано действительно хорошо - начинается с показа лазерной заставки (около 5 минут) на пущенном в зал дыме, затем по очереди выступают разные обитатели океанариума. Они показали такие способности, в которых мы даже заподозрить их не могли. Вообщем, посетить это шоу стоит обязательно. К сожалению, основная часть была отснята на видео - при местном приглушенном свете будет слишком много смазанных фотографий. Но зайца-гитариста мы все-таки сняли.
Заяц-гитарист

Выйдя из океаннариума, мы почувствовали на себе прекрасную мурманскую погоду - с неба шел проливной снег. Нет, не проливной дождь со снегом, а огромные снежкинки, как будто слепленные из нескольких десятков привычных нам снежинок.
Проливной снег
Намокнуть под таким снегопадом было не сложнее, чем под хорошим дождем. В этой части города нам делать было уже нечего, поэтому мы побежали к следующей местной достопримечательности - мурманскому троллейбусу. Это самый северный город с троллейбусами в мире. А мы проехали на самом северном его маршруте до центра города. Пока мы ехали, снег закончился. По улицам текли ручьи такой же силы, как в средней полосе России - после ливня. Мы же пошли на площадь Пяти углов, чтобы пообедать в кафе с самой лучшей в городе кухней (по мнению интернета) - "Торро". Кухня там, действительно на высоте. Не хуже и все остальное. Цены тоже на высоте - суп, салат, стейк из австралийской говядины (надеюсь, что не мурманского розлива) и бокал вина - около 3000 рублей на двоих.
Торро

Дальше мы пошли гулять по городу, тратя оставшееся до поезда время. На центральной улице города висели перетяжки с именами местных ветеранов. Внукам этих ветеранов не мешало бы пользоваться услугами корректоров.
Ниолай
На город тем временем спускался туман - девятиэтажки на сопках пропали из поля зрения. Интересно, какой был вид из их окон?
Туман
Недалеко от вокзала мы наткнулись на единственное каменное здание в Мурманске, уцелевшее во время ВОВ.