Вернуться на главную страницу сайта Вернуться в австралийский дневник Нормальный шрифт Увеличенный шрифт

Замкнутый круг

Сразу после приезда в Ау эмигранту предстоит вписаться в австралийскую жизнь. И это очень забавная история.

Все начинается с того, что с первых же дней жизни в Австралии нужна связь. А именно – телефон и интернет. Первый, может, и не жестко необходим, но его нужно указывать практически в любом обращении в любую организацию. Второй (интернет) нужен для доступа к сайтам различных местных организаций. Надо сказать, что через сеть в Австралии можно (а главное - нужно) делать очень многое. Ну и общаться с родными и друзьями через Скайп – святое дело.

Итак, телефон (само собой, мобильный) в Ау, в основном продается в виде бесплатной трубки и привязанного к ней контракта – вы должны тратить не менее стольких-то долларов в течении стольких-то месяцев (на них можно и не говорить – будут накапливаться, но платить их надо). А самое главное – для контракта вам нужен как минимум (чуть упрощаю) адрес постоянного проживания, куда вам будут присылать счета за телефон (кстати, как вы их будете оплачивать? Правильно, через интернет, которого на первом шаге тоже нет).

Но, все-таки, в Ау продаются незалоченные мобильники. На сайтах мобильных операторов (с оплатой карточкой, которую вы привезли с России, оставив там счет и деньги, и доставкой на дом в неизвестное время – перед доставкой вам позвонят… ой, а куда позвонят то?) и в китайских лавках – кто ищет, тот найдет. В добавок к ним продаются сим-карты и доступны предоплатные тарифы. Рецепт тут прост – взять с Родины мобильник с поддержкой связи 3G, а к нему прикупить здесь сим-карту.

Нашли мобильник, вставили сим-карту? А связи то нет. Сим-карту нужно активировать. Через интернет. Через сайт провайдера связи. Решаемо через интернет-кафе, но с риском оставить там персональные данные. Кстати, активируют сим-карту до 24 часов (у нас в обоих случаях вышло на следующее утро). Альтернативный способ – мобильный 3G-интернет.

Мобильный доступ в интернет здесь предоставляют все провайдеры связи. Чуть различаются тарифами и покрытием, но это не суть важно. Для доступа в сеть нужен ноутбук и usb-stick (модем), в который будет вставлена симка, используемая для доступа в интернет. Доступ в интернет здесь также есть контрактный (тогда модем – usb-stick идет в «подарок») и предоплатный. Но на предоплатном за модем придется заплатить. Активация, если купили в нормальной точке продаж – 24 часа. Имея интернет, активируем телефон. Еще 24 часа.

Итак, мы уже со связью. Но теперь нужно добраться до наших денег. Это тоже очень занимательная история. Стоит немного в нее углубиться. Пусть вы заработали в России определенную сумму денег и хотите забрать ее в Ау. Тут есть два случая – вы неженат/не замужем и не хотите подключать в историю своих ближайших родственников; вы человек семейный или у вас есть родители, могущие при необходимости показать доход, сопоставимый с переводимыми деньгами.

В обоих случаях нужно начать с Migrant Banking одного из банков австралийской четверки. Мы пользовались Westpac Migrant Banking. Они вам удаленно откроют счет, запросив некоторую информацию о вас. На него вы сможете заливать деньги, но не сможете ими пользоваться, пока не активируете счет – лично явитесь в любое отделение банка (но желательно в указанное вам в том городе, куда вы планируете ехать) и покажете там свои документы. Явиться, кстати, туда нужно в течении 2-3 месяцев (у каждого банка свои правила), после открытия счета (непроверенная никем ситуация – а что будет, если деньги перевести, а в срок не явиться? Заблокируют прием?)

Разница будет в заливке денег. Если вы один на этом свете, то придется уведомить российскую налоговую инспекцию о том, что вы открыли счет за границей. После этого вы сможете делать межбанковские переводы на свой австралийский счет на свое имя.

N.B. Сразу хочу заметить, что российские законы обязывают уведомить вас налоговую об открытии счета в заграничном банке.

Если же вы человек семейный, то в Ау вам нужно открыть так называемый joint account – счет на два лица – на вас и супругу(а). Теперь Вы сможете переводить деньги на ваш счет в Ау на имя супруги(а) с причиной перевода gift (подарок), не предоставляя в банк никаких других документов, кроме доказательства родства - в случае перевода на супругу(а) - свидетельства о браке (пока сумма перевода не превышает 600 000 рублей). Аналогично можно попросить делать переводы ваших родителей, т.к. закон позволяет делать переводы в размере более 5000 USD в день только ближайшим родственникам.

Итак, мы зашли в банк, активировали наши счета. Сразу стоит заказать дебетовые карточки для этих счетов, не забыв прописать обоим владельцам счета текущий почтовый адрес (чтобы одна из карточек не отправилась в Россию). Либо попросить, чтобы эти карточки прислали в это отделение и забрать их там. Это может занять до 5 рабочих дней. Зависит, скорее всего от того, где находится головной офис вашего банка, и где находитесь вы.

Ну вот, у вас уже есть связь и доступ к деньгам. Но все еще не добрались до документов. В Ау есть три очень важных документа (немного упрощаю):

И вот тут всплывает главная австралийская засада – жилье. Точнее, как можно более постоянный адрес проживания. На него, на самом то деле, завязано все остальное.

TFN можно получить, заполнив анкету на сайте местного налогового ведомства. Пришлют его вам на указанный адрес по почте. Не позднее, чем в течении 28 дней… Почему 28 дней? Потому что, если вы устроились на работу, но не принесли TFN в течении 28 дней, то налоги вам посчитают по максимальной местной ставке в 46.5%. В конце финансового года, правда, лишние налоги вам вернут, если вы TFN донесете до работодателя… В реальности мы получили его за 9 рабочих дней (то есть почти за 2 календарные недели). Говорят, что присылали и быстрее – наверное, зависит от кол-ва заявлений в это время. Но для нас важно то, что в течении этих двух недель нужно жить на одном месте (или договариваться с владельцем жилья о доступе к почтовому ящику). Кстати, налоговое ведомство нужно уведомлять по интернету о смене места жительства. Но номер TFN не меняется ни при каких условиях.

Та же самая история и с карточкой Medicare – приходишь в офис Medicare, заполняешь заявление, указав свой адрес. Карточку пришлют недели через две… Но засада в том, что карточка привязана к адресу – при переезде карточку надо будет менять. Соот-но, до съема жилья особого смысла получить эту карточку нет. Что дает эта карточка? Государство будет возвращать часть денег, заплаченных за визиты к более-менее обычным врачам, но не к стоматологу, плюс какие-то деньги за часть операций ну и т.д. Эта карточка не положена приехавшим в Ау по рабочим визам.

Тему того, как получать права, мы уже затронули в отдельном рассказе. Главное – что их также пришлют вам по почте. Через неделю-другую. Оригинал информации о получении первых прав лежит здесь.

Все эти документы хороши, но нам все еще негде жить (я имею в виду постоянное съемное жилье, а не отели / shared accommodation / serviced apartments).

Съем жилья в Ау сильно отличается от России. Когда человек хочет снять жилье в Австралии, его путь так или иначе лежит к двум основным сайтам недвижимости: www.domain.com.au , www.realestate.com.au . На них, в разделе rent (съем жилья) агенты сдающей стороны размещают объявления о наличии сдаваемого жилья, информацию о нем, о времени просмотров жилья. Снимающий же должен найти что сдается в интересующем его районе, посмотреть, когда будут просмотры этого жилья (опишу ниже) и оббежать все интересующие его адреса в указанное время. На то жилье, которое ему понравилось, нужно заполнить Tenancy application form – форма, в которой ты указываешь о своей заинтересованности в съеме данного жилья (сама форма более-менее стандартна, содержит блоки общей информации о человеке, информации о его работе и предыдущих местах жительства, а также информацию о людях, которые готовы сказать, что подавший заявление – правильный чувак, с ним можно иметь дело). Пример формы можно посмотреть здесь. Дальше владелец жилья вместе с агентом решают, кому же сдать жилье… Это вкратце. Дьявола уже видно, но он прячется в деталях.

Просмотры. Они бывают открытые и частные. Открытый просмотр – назначается время, когда в дом могут прийти все желающие и посмотреть его. Частный просмотр – ты созваниваешься с агентом и упрашиваешь его показать квартиру вне очереди.

По местным законам квартиру нельзя сдать, если на ее просмотре не были все взрослые, кто будет в ней жить. Поэтому, большая часть просмотров недвижимости назначается на субботы. (Пн-пт – рабочие дни, в воскресенье практически никто не работает. Что мешает работать в воскресенье агентствам недвижимости, а отдыхать посреди недели – науке неизвестно.) В будни проходит от силы процентов 25 открытых просмотров, но никто не мешает организовать в это время частный просмотр.

К tenancy application form нужно приложить некоторое кол-во документов, говорящих о том, что ты не верблюд. Каждый документ «стоит» некоторое кол-во баллов, и их в сумме нужно набрать 100. У каждого агентства разные документы стоят разное число баллов. Максимальное число баллов всегда дают водительские права. Чуть меньше дает паспорт. Дальше начинается разброд и шатание – разное число баллов у разных агентств дают Medicare card, свид-во о рождении, выписка с банковского счета, счета за свет/газ/телефон (в т.ч. мобильный, если ты находишься на контракте), карточка док-ва возраста (есть тут и такая, нужна молодежи, чтоб ей пиво продавали), бумажка о регистрации машины, КРЕДИТНАЯ КАРТА (отксерят, потом будут по ней за твой счет покупки делать) наверное, есть и еще что-то…

В зависимости от агентства, у эмигранта либо хватит баллов впритык (если дают баллы за свидетельство о рождении), либо их не хватит. Если баллов не хватает, то обязателен разговор «по душам» с агентом. Молва гласит, что хорошим аргументом в этом разговоре могут быть либо жирный банковский счет – такой, который невозможно проесть за срок съема жилья, либо предложение заплатить сразу вперед за 2-3-6 месяцев.

Вот такой вот замкнутый круг ждет эмигранта в Ау, господа :)

26. 09. 2010 г.

Hosted by uCoz